Весьма важной составной частью международного физкультурно-спортивного права являются региональные нормативно-правовые и рекомендательные акты. Термин «региональные правовые акты» означает, что эти акты имеют характер международных договоров, охватывающих группу государств в какой-либо определенной географической области – Европейских стран, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии и Океании и других регионов.
Страны, объединяющие свои усилия в области развития физического воспитания, спорта и туризма руководствуются тем, что спорт способствует сотрудничеству между народами, содействует взаимопониманию и добрососедским отношениям, а значит, и делу мира в регионе.
Как показывает практика последних десятилетий, сотрудничество на региональном уровне в области физической культуры и спорта дает весьма плодотворные результаты не только в сфере спорта высших достижений, инвалидного и детского спорта, в деле повышения спортивной активности пожилых людей, но и придает позитивный импульс развитию таких отраслей, как туризм, бизнес, научные и культурные обмены. Все это в комплексе качественно улучшает социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе, создает обстановку открытости и свободы реализации личности.
Очевидно, что практическая реализация отмеченных направлений регионального сотрудничества в сфере физической культуры и спорта не может быть эффективно осуществлена без надлежащего правового оформления. Закрепление общих принципов национально-территориального сотрудничества производится в правовых актах в виде региональных хартий, манифестов, кодексов и иных документах. Рассмотрим некоторые из них.
Спортивная Хартия Европы
Спортивная Хартия Европы была принята в мае 1992 г. министрами по спорту государств Европы на 7-й конференции, прошедшей на о. Родос (Греция). Принятие Хартии создало основу для единой правительственной политики европейских стран в сфере спорта. Спортивная Хартия Европы представляет собой довольно краткий правовой документ, который включает в себя 13 статей, где отражены общие принципы политики стран-участниц в физкультурно-спортивной сфере.
Целью Хартии, согласно ст.1, является содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, для чего правительствам рекомендуется:
- Позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности:
а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками;
в) гарантировать возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях;
с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте; - Защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создать гарантии спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы.
Далее в Хартии подчеркивается специфическая роль государства в развитии спорта. В частности, в ст.3 отмечается: «Роль государственных органов состоит, прежде всего, в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными спортивными организациями способствует осуществлению целей Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта».
Очевидно, что количество людей, вовлеченных в физкультуру и спорт, напрямую зависит от количества и качества спортивных сооружений. Поэтому ст.ст.4-7 оговаривают меры по увеличению количества и качества спортсооружений, а также свободный доступ к спортсооружениям всех желающих.
Статья 8 определяет способы предоставления помощи спорту высших достижений. В ней указывается: «Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры».
Важное место в Хартии уделяется спорту в плане подготовки спортивных специалистов. В ст.9 отмечается, что следует поощрять создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи и т.п.).
В Хартии увязываются проблемы спорта и окружающей среды. Так, ст.10 определяет: «Заботясь об улучшении физического, социального и психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в том числе в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно:
- Учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений;
- Поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды;
- Повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией.
Статья 11 регламентирует научные и информационные обмены. В статье говорится, что должны быть созданы структуры по сбору и распространению информации о спорте по разным направлениям. Следует поощрять и проведение научных исследований по всем аспектам спорта. Должны быть достигнуты договоренности о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях.
Статья 12 посвящена финансам. В ней говорится, что следует сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т.е. централизованных, региональных и локальных) с целью выполнения задач Хартии.
В заключительной статье, посвященной внутреннему и международному сотрудничеству, говорится, что следует создать соответствующие структуры для надлежащей координации развития и содействия спорту как между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, так и с общественными организациями на всех уровнях.