Проблемы взаимодействия спорта и политики: международный аспект

Чекменёва Т.Г., канд. полит. наук, доц.

Чекменёва Т.Г., канд. полит. наук, доц.

Политика как инструмент сознательного регулирования общества, может распространяться на самые различные общественные явления, в том числе и на спорт. В своих исследованиях политического аспекта спорта западные исследователи Ж. Мейно, Ж. Маньян, К. Розей употребляют термин «спортивная политика», который равнозначен термину «социальная политика в области спорта», т.е. спортивная политика рассматривается подобно политике социальной, экономической, в области образования и т.п. Иногда она понимается как важная составная часть политики по работе с молодежью, которая направляется, программируется и осуществляется государством. По мнению Ж. Маньяна, в зависимости от политики спорт «может быть поставлен на службу гуманизму или же рискует, напротив, направлять юношу к «анимализму» (т.е. звероподобным инстинктам»), который содействует и развивает его самые худшие агрессивные стремления» [1].

Другой французский социолог Ж. Мейно в опубликованном монографическом исследовании «Спорт и политика» различает влияние политики на спорт и влияние спорта на политику. При этом он подчеркивает, что спорт в большей степени является орудием в руках политики, нежели сам оказывает влияние на нее. Ж. Мейно исследовал мотивы вовлечения государства в сферу спорта и установил три главных причины такого вмешательства: забота и здоровье населения, забота о поддержании общественного порядка и забота об утверждении национального престижа.

Спорт интересует многих государственных деятелей. Для иллюстрации приведем некоторые из их высказываний. «Со времен древних греков считается, что существует тесная связь между силами духовными и физическими. Мы надеемся, используя влияние правительства, распространить этот сильный дух между американскими юношами и девушками, заинтересовать их этой стороной развития. Мы не хотим быть нацией пассивных созерцателей. Мы хотим быть энергичными участниками жизни», — подчеркивал в 1960 г. Дж. Кеннеди [2]. Еще более определенно о значимости спорта говорил в 1974 г. Дж. Форд: «Для любой страны, независимо от национального характера и уровня образованности общества, не много существует более важных факторов роста и благосостояния, чем соревновательный спорт» [3].

По мнению К. Розея, «спортсмен международного класса становится фактором международной политики и национального престижа». Исследователь указывает на политическую направленность в международном спорте, на стремление определенных сил превратить Олимпийские игры в соперничество между государствами» [4].

Действительно, с этим можно согласиться. Государства пытаются использовать спорт в политических и пропагандистских целях, и часто политические взаимоотношения между государствами отражаются на олимпийском спорте. Возрождение Олимпийских игр задумывалось для того, чтобы использовать спорт в качестве средства установления межгосударственных спортивных контактов, способа укрепления дружбы, мира и взаимопонимания между странами. Но как показала практика, Олимпийские игры стали ареной большой политики, и неизбежно возникали конфликтные ситуации, привнесенные в спорт из сферы политики. Особенно остро это проявлялось в годы холодной войны. Основные проблемы и противоречия, характерные для политической жизни мирового сообщества, самым непосредственным образом отражались на деятельности Международного олимпийского комитета, Международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов.

После выхода на олимпийскую арену Советского Союза, других социалистических стран сразу остро встал вопрос о том, сможет ли олимпийский спорт стать ареной мирного сотрудничества противоположных политических систем. С начала 1950-х годов деятельность Международного олимпийского комитета постоянно была связана с урегулированием споров и конфликтов, в основе которых были противоречия политического характера. Так, например, после образования в 1949 году Китайской Народной Республики и образования в 1950 году Национального олимпийского комитета Китая возникла проблема признания этой страны Международным олимпийским комитетом. Этот вопрос был связан с острыми политическими противоречиями между СССР, признававшим только Китайскую Народную Республику, и США, поддерживавшими прежнее, свергнутое в процессе революции и гражданской войны правительство Китая, которое эвакуировалось на о. Тайвань, провозгласило Китайскую Республику, пытаясь присвоить себе функции правительства всего Китая. Представители Советского Союза, других социалистических стран многое сделали для объективного решения проблемы с тем, чтобы КНР заняла подобающее этой стране место в международном олимпийском движении. В 1952 году, еще до признания Международным олимпийским комитетом, которое состоялось в 1956 году, КНР была представлена всего одним спортсменом. После признания Международным олимпийским комитетом Национального олимпийского комитета Китайской Республики — о. Тайвань, КНР отказалась от участия в Олимпийском движении. Восстановление Национального олимпийского комитета КНР произошло только в 1979 году.

Не менее сложная ситуация сложилась с Кореей. Национальный олимпийский комитет Южной Кореи под названием «Корея» был признан Международным олимпийским комитетом в 1947 году и, начиная с 1948 года, команда этой страны принимает участие в соревнованиях большинства видов спорта олимпийской программы. КНДР бойкотировала зимние Олимпийские игры и Игры Олимпиады 1948 года в знак протеста против решения Международного олимпийского комитета о наименовании национальной команды КНДР. Национальный олимпийский комитет Корейской Народно-Демократической Республики был признан в 1963 году, а с 1964 году после удовлетворения требования КНДР принять другое наименование команды спортсмены этой страны стали участвовать в Олимпийских играх. Однако в связи с проведением Олимпиады в Сеуле в 1988 г. снова возникли острые противоречия между КНДР, Южной Кореей — Республика Корея, и Международным олимпийским комитетом, где доминировали требования КНДР о проведении Игр на территории обоих корейских государств. Но это требование не было удовлетворено, и КНДР снова бойкотировала Игры. В этом ее поддержали еще несколько стран.

Столь же сложная ситуация сложилась в Германии. После второй мировой войны, с образованием двух немецких государств — ФРГ и ГДР, вопрос участия команд этих стран в Олимпиадах также увязывался с политическими проблемами. Национальный олимпийский комитет ФРГ был признан Международным олимпийским комитетом в 1950 году, и с 1952 года спортсмены этой страны участвуют в Олимпийских играх. Решение вопроса об участии спортсменов ГДР в Олимпийских играх оказалось намного сложнее и потребовалось колоссальное усилие. мировой спортивной общественности в восстановлении справедливости. Препятствием здесь была проводившаяся в то время странами НАТО политика дискриминационных ограничений в отношении ГДР. Первым обнадеживающим шагом явилось решение сессии Международного олимпийского комитета в 1955 году о допуске спортсменов ГДР к Олимпийским играм в составе объединенной германской команды. Такая команда и участвовала в Олимпиадах 1956 года, 1960 года и 1964 года. Но искусственное объединение команд привело к политическим конфликтам, создало нездоровую атмосферу в отношениях между спортивными руководителями, тренерами и спортсменами двух государств, что отражалось в несовместимости позиций при определении руководителей делегаций, тренеров, составов команд и т.д. Это ухудшало отношения не только между спортсменами и специалистами, но и между государствами. В конечном счете, Международный олимпийский комитет осудил дискриминацию странами НАТО ГДР и в 1965 году принял решение о допуске ее спортсменов к Олимпийским играм в самостоятельной команде, правда, под наименованием «Восточная Германия» и без права выступления с национальным флагом. Одновременно было принято решение, согласно которому отказ страны, проводящей мировой чемпионат, участию спортсменов ГДР, влёк за собой перенесение соревнований в другую страну. К чести Международного олимпийского комитета следует отметить, что он добился реализации своего решения: США были лишены права проведения чемпионата мира по тяжелой атлетике, Франция — первенства мира по лыжному спорту и др. Международный олимпийский комитет принял решение, снявшее все ограничения и запреты в отношении команды ГДР, которая стала выступать с названием своей страны, национальным флагом и гимном.

Негативное влияние политических конфликтов на мировое олимпийское движение вынудило Международный олимпийский комитет и Международные спортивные федерации 8 февраля 1971 г. на совместном совещании в Лозанне (Швейцария), по вопросу «Спорт и политика» принять решение о том, что МОК и международные федерации решительно выступают против любого вмешательства в спорт по политическим, расовым и религиозным мотивам, и особенно против такого вмешательства, которое препятствует свободному обмену спортсменов и официальных лиц. МОК решил не предоставлять право на проведение Олимпийских игр городу и не оказывать покровительство региональным играм, если там не будут гарантированы равные права всем спортсменам. Если нарушения будут носить серьезный характер, может быть принято решение об исключении несущей ответственность страны из очередных Олимпийских игр.

Не менее сложной проблемой политического характера, с которой постоянно сталкивался олимпийский спорт, являлись бойкоты Олимпийских игр и отдельные попытки и действия прямого использования Олимпийских игр для достижения политических целей.

В знак протеста против участия советских войск в венгерских событиях 1956 года группа стран — Нидерланды, Швеция, Испания и др., отказались от участия в Играх XVI Олимпиады в Мельбурне. Советская пресса хранила молчание по этому поводу, однако, в мире этот бойкот не остался без внимания и рассматривался в качестве действенной акции протеста.

Два самых крупных бойкота коснулись Игр XXII и XXIII Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе. Значительное количество стран, в том числе США, Канада, ФРГ, Италия и другие страны, имеющие высокие достижения в спорте, отказались от участия в Московской Олимпиаде в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. СССР и страны его поддерживавшие, всего 14 государств, в том числе ГДР, Куба, Венгрия, Болгария и др., ответили такой же акцией, не приняв участия в Лос-Анджелесских Играх.

Бойкот несколькими странами — КНДР, Кубой, Эфиопией, Сеульских Игр 1988 года в знак поддержки позиции КНДР о проведений Игр на территории двух корейских государств прошел почти незамеченным и в отличие от двух предыдущих бойкотов не оказал заметного влияния ни на политическую, ни на спортивную атмосферу Олимпийских игр.

Перед Играми XIX Олимпиады в Мехико 1968 года группа негритянских спортсменов хотела бойкотировать олимпийские соревнования в знак протеста против расовой дискриминации. Однако в дальнейшем они решили использовать олимпийскую арену для привлечения внимания мирового сообщества к проблеме прав человека.

Наиболее трагический случай за всю современную историю олимпийского движения произошел на Мюнхенских Олимпийских играх 1972 г. Благополучная атмосфера олимпийских соревнований была нарушена захватом заложников из числа спортсменов израильской делегации, проведенной членами террористической организации «Черный сентябрь», стремящихся таким образом оказать политическое давление на Израиль. Неумелые попытки урегулировать конфликт и пресечь провокацию привели к гибели 11 спортсменов. В Натании, возле Тель-Авива, на территории главного учебно-спортивного центра Израиля установлен памятник погибшим спортсменам — жертвам террора. Бесчеловечная акция вызвала бурную реакцию в мире. На олимпийском стадионе Мюнхена выступил президент ФРГ Г. Хейнеманн, который обратился к участникам международного олимпийского движения с призывом объединяться, недопущения сокрушения идей олимпизма, широкому сотрудничеству в сфере спорта. Президент Международного олимпийского комитета Эйвери Брэндедж призвал участников Игр продолжать соревнования: «Мы не можем позволить чтобы Олимпиада стала местом торговых, политических акций или преступных действий, не можем позволить чтобы горстка террористов загубила один из основных каналов международного сотрудничества» [5].

Противоречия вновь обострились перед Играми XXV Олимпиады в Барселоне 1992 г. в связи с политическими событиями 1980-1990-х годов, которые кардинально изменили ситуацию в мире, и естественно, отразились на олимпийском спорте. Эго было связано с распадом Советского Союза и созданием на его территории ряда независимых; государств, с объединением Германии, изменением социально-политических систем в восточно-европейских странах, разделением Югославии на ряд государств и др.

Хуан Антонио Самаранч и ряд других лидеров международного олимпийского движения многое сделали для того, чтобы в Играх приняли участие команда Германии, а также объединенная команда Содружества Независимых Государств ОК СНГ, унаследовавшая права бывшего СССР на этих Играх. Для этого Хуан Антонио Самаранчу несколько раз пришлось встречаться и обсуждать сложившееся положение с президентами России Б.Н. Ельциным и Украины Л.М. Кравчуком, провести многочисленные встречи с руководителями Национальных олимпийских комитетов стран, входящих в СНГ и т.п. В итоге, на Олимпиаде в Барселоне Россия и бывшие страны СССР выступили единым фронтом под эгидой Объединенной команды независимых государств и сумели обойти США и ФРГ. Впрочем, «команда мечты» просуществовала недолго. Четыре года спустя на памятных Играх в Атланте, проводившихся в год столетия Олимпиады, России пришлось бороться уже не за первое, а за второе общекомандное место и вырватъ-таки его у окрепшей после объединения сборной Германии.

С прекращением в 90-е гг. «холодной войны», казалось бы, должно было восторжествовать кредо «спорт вне политики». Но этого не случилось.

Так, в 1996 г. произошел конфликт, который был непосредственно связан с международной обстановкой, сложившейся вокруг Ирака. Международная федерация шахмат (ФИДЕ) приняла решение о проведении матча за мировую шахматную корону между А. Карповым и Г. Камским в столице Ирака г. Багдаде. Решающим аргументом для принятия такого решения был наибольший размер призового фонда, предложенный иракскими организаторами — 2 млн. долларов.

На это решение незамедлительно последовал резонанс со стороны государственных и спортивных организаций различных стран мира:

—    Российская шахматная федерация осудила решение ФИДЕ, рассматривая его как фактическую поддержку политики международного терроризма, проводимой режимом С. Хуссейна, как идущее вразрез с ясно выраженным мнением всего цивилизованного мира и действующими санкциями ООН;

—    США выразили надежду, что решение будет пересмотрено, т.к. в противном случае у Г. Камского — гражданина США — могут возникнуть сложности с поездкой в Багдад, а также недоумение, почему местом про ведения матча был избран именно Багдад, т.к. в мире существует большое количество свободных демократических государств с богатыми шахматными традициями. Власти США объявили также, что наложат на Г. Камского штраф в миллион долларов и осудят на 12 лет тюремного заключения, если он поедет в Ирак для участия в матче;

—    Канада расценила решение ФИДЕ как неожиданное, т.к. Багдад является столицей страны, подпадающей под торговые санкции ООН и находящейся в дипломатической изоляции, а также выразила озабоченность по поводу источника призового фонда;

— Нидерланды выразили негативную реакцию в отношении принятого решения, поскольку против режима С. Хуссейна существуют международные санкции;

— Исландия высказала предположение о возможном выходе из ФИДЕ в том случае, если матч состоится в столике Ирака г. Багдаде;

— Германия потребовала от ФИДЕ отменить намеченный для проведения в г. Багдаде матч и найти новое место для его проведения.

В результате воздействия мировой общественности решение о месте проведения матча было пересмотрено. Матч состоялся в г. Элисте (Калмыкия) [6].

Ярким примером вмешательства политики в спорт является Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 2002 г. Большинство спортивных журналистов и специалистов во всем мире отметили, что причинами необъективного судейства на этой Олимпиаде послужили коммерциализация спорта и очевидные политические и пропагандистские цели, которые ставили перед собой хозяева Игр — американцы. Белая Олимпиада в Солт-Лейк-Сити стала продолжением геополитики другими средствами, и у слабого государства не было не только шансов выиграть ее, но и даже надежды обеспечить правовую защиту своего спорта. Американцы надеялись неплохо выступить, но не ожидали такого: страна, никогда не выигрывавшая больше 13 медалей на Зимних олимпиадах, получила 34. От несправедливого судейства и действий медицинских и других чиновников считают себя пострадавшими спортсмены из Украины, Белоруссии, Литвы, Южной Кореи и других государств.

Но наиболее обиженной судьями и МОК все признают российскую сборную, у которой с помощью закулисных махинаций были отняты как минимум 4 золотые медали. Как писала британская газета Guardian, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити стала знаковой по противостоянию России и США. Издание отмечает тесную связь политики и спорта. Америка, пишет газета, начала дразнить российского медведя, когда выбрала для зажжения олимпийского огня хоккейную команду, выигравшую в играх 1980 г. в Лейк-Плэсиде. Победа американской студенческой команды над могущественным Советским Союзом стала для советской сборной абсолютно неожиданной. Но, по мнению газеты, это всего лишь эпизод в олимпийской истории. Однако, пишет Guardian, российский президент В.В. Путин воспринял его как оскорбительный жест, поскольку это поражение по-прежнему остается одним из живых воплощений Холодной войны [7].

Подводя итоги, можно сказать, что спорт и политика находятся в сложных взаимоотношениях, рассматривать которые необходимо конкретно-исторически, многоаспектно и в динамике. Необходимо анализировать соотношение спорта и политики в той или иной социальной системе, интернациональные спортивные связи й их взаимосвязь с внешней политикой отдельных стран или политикой, проводимой системами государств, т.е. с международной политикой. На наш взгляд, рассуждения об «аполитичности спорта», «о спорте вне политики» не соответствуют реальности, а являются скорее желанием организаторов международного спортивного движения оградить спорт от политики, что сделать не всегда удается. Чистого спорта нет и никогда не было. На спорт оказывают существенное влияние различные факторы, в том числе и политические.

 

Источники:

  1. Цит. по: Степовой П.С. Спорт и общество. Тарту. 1972. с. 150.
  2. Цит. по: Гостев Р. Спорт и законодательство. М., 2001. с.50.
  3. Там же, с.51.
  4. Там же, с. 150.
  5. http://www.esport.com.ua/stranica/history/hronologiy01/14.htm
  6. См.: Штиль и шторм на черно-белых клетках // Советский спорт. — 1996. — 13 марта; ФИДЕ: в ногу с диктатором // Советский спорт. — 1996. — 21 марта; Запасные варианты Кирсана Илюмжинова // Советский спорт. — 1996. – 21 марта; Гате Камскому светит срок // Советский спорт. — 1996. -10 апреля.
  7. Олимпийский дисквалификационный скандал под занавес? 1 http://www.uaDortal.com/news/sport/news 4699.htmly

 

 Автор: канд. полит. наук, доцент Чекменёва Татьяна Геннадьевна  (Прив. по: Актуальные проблемы российского общества: соц.-эк. и гуманит. аспекты. Сб. науч. трудов под ред. проф. В.В. Галкина. Вып.1. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2003. — С.76-82).

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.