Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А.Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.
Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.
Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.
Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.
Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.
В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).
Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.
С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.
В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.