Проблема собственности всегда была ключевой для любой экономической системы. По сути дела, именно вопросы собственности являются тем водоразделом, который отделяет один тип экономических отношений от другого. Если правовые нормы какого-либо государства или общества допускают куплю-продажу людей и закрепления их во владении третьих лиц, то мы имеем дело с рабовладельческим обществом. Если же в рамках национального законодательства не разрешается частная собственность и владение средствами производства, то можно говорить о социалистических принципах хозяйствования. Наконец, если в экономической системе продаётся всё, кроме людей (в том числе земля) то речь идёт о капитализме и свободном рынке.
Чувство собственности запрятано глубоко в подсознании человека. Как свидетельствуют этологи и бихевиористы (учёные, изучающие поведение животных и человека), психологические основы владения чем-либо заложены в поведенческие доминанты на самых ранних этапах развития цивилизации. Животные, как и человек, считают своей собственностью определённые территории, которые защищают от чужаков. Всячески охраняются и детёныши. За самок, за место вожака или доминирующего индивида в группе, в животном мире идёт жёсткая борьба. Представители такой экономической школы как институционализм, считают, что многие социально-экономические институты и культурные феномены (такие, как показное потребление, демонстративная праздность, каноны одежды, вкуса и проч.) могут быть объяснены с позиций социобиологии и эволюционной психологии.
Укоренённое в сознании человека чувство собственности оказалось гораздо более прочным, чем предполагали теоретики создания нового общества. Так, К. Маркс и его последователи, считавшие, что «бытие определяет сознание» всё-таки ошиблись, — несмотря на десятилетия проживания в новом социалистическом государстве, его граждане так и не стали альтруистами, а чувство собственника никуда не делось. Таким образом, именно отсутствие частной собственности в СССР и странах социалистического лагеря во многом предопределило их крах.
Современное понимание главенствующей роли собственности обращает на неё пристальное внимание экономистов и правоведов. Но не только в поле зрения этих учёных находится проблема собственности – её также внимательно изучают социологи, историки, политики и политологи, психологи и религиоведы.
Мы будем рассматривать категорию собственности лишь сквозь призму экономических проблем. Собственность в данном ракурсе – это исторически развившийся институт по поводу владения, распоряжения и купли-продажи каких-либо активов.
Что значит исторически развившийся институт? Значит ли это, что когда-то все предметы, окружавшие человека, земля и её плоды не принадлежали никому и лишь потом были присвоены отдельными лицами? Именно так и было – считал теоретик анархизма Пьер-Жозеф Прудон, заявлявший, что «собственность – это кража». На определённых этапах какие-то инициативные лица с помощью силы и манипуляций правовыми нормами захватывают то, что принадлежит всем. Примерно так в настоящее время происходит с Луной, Марсом и другими небесными телами. Так, уже более 20 лет продажей участков на Луне и Марсе занимается гражданин США Деннис Хоуп, реализующий всем желающим участки размером в 100 футбольных полей по 100 долларов за штуку. Иными словами, этот предприимчивый бизнесмен продаёт то, что ему не принадлежит. Однако многих людей это не останавливает, и они покупают столь экзотический продукт. Таковых покупателей только из России уже более 6 тысяч человек, причём многие из них весьма известные лица.
Собственность на какой-либо актив обеспечивает:
— право владения, то есть фактическое обладание объектом, полный контроль над ним и даже его уничтожение по желанию владельца;
— право пользования, которое владелец по своему желанию передаёт третьему лицу или лицам;
— право распоряжения, которое владелец реализует по своему усмотрению – то есть передаёт в управление, дарит, сдаёт в аренду с правом выкупа или без такового.
По видам собственности различают:
— интеллектуальную собственность (для авторов книг, кинофильмов, компьютерных программ, картин, изобретений, торговых марок и т.д.);
— движимое имущество (драгоценности, ценные бумаги, антиквариат, бытовая техника и т.д.);
— недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки).
Собственность часто подразделяют в зависимости от типов владельцев:
— личная, находящаяся в собственности граждан;
— государственная, принадлежащая правительству или местным органам власти;
— муниципальная, принадлежащая местным органам самоуправления;
— акционерная, принадлежащая акционерам всех типов (отечественным и иностранным, коммерческим и некоммерческим организациям, государственным и частным).
В заключение следует отметить, что государства и общества разных стран мира непрерывно развиваются. Вместе с ними развивается и институт собственности. Поэтому проблема мотивации экономического поведения в различных формах собственности также не имеет окончательного решения. В настоящее время активно прорабатывается такая организационно правовая форма как государственно-частное партнёрство, где смешанная форма собственности создаёт новые перспективы мотивации и эффективности в бизнесе.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития
Общественный прогресс: понятие и особенности