На истекшей неделе в Государственной Думе начались дебаты по проекту бюджета на предстоящий, 2016 год. Даже беглое знакомство с основными расходными статьями главного финансового документа страны даёт основание сделать вывод о его направленности – оборонные расходы планируется увеличить на 0,8% по сравнению с годом текущим, что составит 4% ВВП (3,145 трлн. руб.). В то же время формально растут расходы на образование и здравоохранение – ассигнования на социальную политику возрастут на 6,4% и составят 5,7% ВВП (4,45 трлн. руб.). При этом, несмотря на высокую инфляцию, индексацию бюджетникам (в том числе военным и госчиновникам) производить не планируется; пенсионерам повезло больше – они получат 4-процентную компенсацию (не исключается и ещё одна индексация пенсий в течение года – скорее всего, в преддверии выборов в Госдуму).
Часть депутатов и экспертов уже высказалась по поводу проекта бюджета-2016, назвав его «антисоциальным». Однако это не так. Страна учится жить по-новому, прикладывая огромные усилия для формирования современной экономики, импортозамещения и отстаивания собственного суверенитета. Происходит как раз то, о чём так долго говорили в правительстве и законодательных органах – Россия пытается избавиться сразу от нескольких зависимостей – нефтяной, технологической, финансовой.
Разумеется, этот путь чреват различными трудностями и противостояниями. Президент, который располагает всей полнотой информации о внешнеполитической ситуации, считает, что главное – это современная и боеспособная армия, которая охладит пыл государств-членов НАТО, а также их союзников. Как показывают социологические опросы, Владимиру Путину доверяет подавляющая часть населения России и признаёт его действия правильными.
Другой вопрос – ухудшения экономического положения граждан РФ, которые вынуждены затягивать пояса. Какое-то время хозяйственная адаптация будет происходить болезненно – особенно, если учесть присоединение Крыма, требующего больших дотаций, помощь республикам Донбасса, военную операцию в Сирии.
Тернистым оказался и процесс импортозамещения. Закрытие таможенных границ для целых кластеров товаров привело к росту цен и стимулированию внутреннего производства. К ликвидации образовавшегося дефицита сразу же подключились жулики и фальсификаторы всех мастей, которые стали подделывать всё, что можно. Но это является естественным (хотя и неприятным) этапом, который становится непременным спутником всех серьёзных преобразований.
Критики правительства справедливо отмечают сложности импортозамещения, говоря о высокой себестоимости существенной части отечественных изделий. Да, это так. Однако следует помнить, что любое импортозамещение даёт работу нашим гражданам, что позволяет сохранять низкую безработицу – ниже уровня в 6%.
Фактическое снижение расходов на здравоохранение и образование также ведёт к структурным изменениям в экономике и общественном сознании. Люди в условиях кризиса будут стремиться больше работать и больше зарабатывать – в том числе в сфере частной медицины и негосударственного образования. Экономические трудности отправят гораздо большее количество россиян в бизнес. Какой это будет бизнес – легальный или теневой – далеко не праздный вопрос; многое будет определяться условиями для предпринимательства, которые сформируются в России.
Полагаю, что текущий кризис в целом полезен для общества, из него мы выйдем более сильными и самодостаточными. А пока придётся потерпеть.