Давно известна роль рынка ценных бумаг как экономического барометра, который заблаговременной указывает на штиль или турбулентность в хозяйственных процессах. Отечественные и зарубежные игроки фондового рынка, опираясь на свои расчёты, прогнозные оценки, интуицию и политическое чутьё, начинают покупать или продавать акции за несколько месяцев до того, как реально начинает ощущаться экономический спад или подъём.
Не стал исключением и текущий момент на российском фондовом рынке, где несмотря на все разговоры о снижении реальных доходов населения, глубокой девальвации рубля, растущей безработице мы можем наблюдать существенный рост на фондовом рынке, который по индексу ММВБ показал максимум за последние 4,5 года.
Нефть, опустившаяся по сорту Брент на уровень в 44 доллара за баррель, уже не в состоянии дальше опускать российский рубль, который упорно не желает идти ниже 65 рублей за доллар США. Санкции, падение цен на нефть, ограничения на предоставление западного капитала, уже не в состоянии продавливать российский ВВП вниз. Судя по поведению биржевых игроков, дно кризиса пройдено. А раз так, то следует покупать акции банков (Сбербанк за последние три недели вырос на 40%) и других перспективных компаний.
Что же движет российскими и зарубежными инвесторами, которые теперь больше покупают, чем продают? И не кончится ли этот процесс большой коррекцией, которая обнулит достижения последнего месяца? Мне думается, что нет, хотя какие-то коррекционные движения, несомненно, будут происходить. Отечественные инвесторы и нерезиденты считают, что у российской валюты и экономики весьма благоприятные перспективы – особенно после двукратного обесценения рубля, дающего нашему бизнесу большие конкурентные преимущества.
Падение зарплат и оптимизация численности занятых в коммерческом и государственном секторе уже даёт свои плоды. Неплохой старт взяло и импортозамещение. Российское руководство теперь более мобилизовано и проводит в жизнь известные решения (о снижении коррупции, целевому расходованию бюджетных средств, развитию предпринимательства и т.д.) более решительно, что внушает игрокам рынка оптимизм.
Таким образом, если опираться на такой испытанный индикатор как биржевой рынок, можно прогнозировать, что дно кризиса пройдено, а общие настроения участников фондового рынка сменили тональность на мажорную.