К началу ХХ века российская биржевая торговля претерпевает существенные изменения, общая тенденция которых формируется по двум базовым направлениям:
- во-первых, закрепляются и усиливаются процессы специализации товарных бирж, постепенно оформляется их переход к срочной торговле биржевыми контрактами;
- во-вторых, значительно возрастает роль фондовых биржевых рынков.
Структурные сдвиги такого рода были характерны не только для России, эти этапы проходили и другие страны; однако переход к новым формам организации биржевого рынка не происходил везде одновременно, он наступал в зависимости от развитости экономических отношений, той хозяйственной среды, в условиях которой функционировал этот специфический рынок.
Обратимся вначале к рассмотрению изменений на мировых и российских товарных биржевых рынках, а также оценим степень конкуренции между биржевым и внебиржевым рынками.
Первым вопросом, на который нам предстоит ответить, является вопрос об определенном снижении роли товарных биржевых рынков, оперирующих наличным товаром. Как нам представляется, ответ на этот вопрос лежит в следующей плоскости: товарная биржа к концу XIX – началу ХХ вв. становится в основном рискоспекулятивным рынком, то есть операторов такого рынка интересуют не сами биржевые товары как таковые, а возможность игры с титулами собственности на эти товары с целью извлечения спекулятивной прибыли. Особенно это относится к тем товарным группам, где возможность более или менее точного прогноза движения цен отсутствует.
С другой стороны, производители и потребители реального товара постепенно уходят с товарной биржи, так как между ними налаживаются постоянные производственные связи (с помощью той же биржи) и они работают напрямую, без посреднических услуг биржи, экономя тем самым на комиссионном вознаграждении.
Совокупность действия отмеченных факторов и создает тенденцию отхода от торговли наличным товаром и переходу к срочным сделкам.
Второй важный вопрос – о процессах специализации на товарных биржевых рынках; об экономических предпосылках, заставляющих биржи становиться на путь отказа от торговли широким кругом товаров.
Для российских биржевиков эти предпосылки очевидны, – важнейшим объектом отечественной биржевой торговли стал хлеб, — массовый продукт сельскохозяйственного производства, основа внутренней и внешней оптовой торговли. Российским биржевикам было выгодно торговать хлебом как с точки зрения поставок наличного товара, так и в плане проведения спекулятивных операций, так как урожай напрямую зависит от погодных условий, предсказать которые заранее на год вперед невозможно, что и предопределяет непредсказуемой движение цен на зерно. Кроме того, специализация на каком-либо биржевом товаре дает организаторам биржи и биржевым предпринимателям определенные выгоды: биржевая администрация приспосабливает всю инфраструктуру и правила торговли биржи под один-два массовых товара (складские помещения, систему приема-сдачи товара и т.п.), что значительно упрощает все товарно-транспортные и иные процедуры; биржевые предприниматели также выигрывают от специализации: им легче собирать информацию о ценообразующих факторах на какой-либо один или два товара, чем работать сразу на многих рынках; специализация помогает им точнее прогнозировать будущую конъюнктуру, а также облегчает переход к срочной торговле унифицированными биржевыми контрактами.
Что же касается вопроса о конкуренции биржевого и внебиржевого товарных рынков, то здесь можно отметить следующее. Развитие в XIX в. культуры и безопасности торговли, систем связи (в первую очередь, телеграфа) и транспортной сети в определенной степени снизило значение товарных бирж и напротив, повысило значение внебиржевого оптового рынка. Общее улучшение условий международной и внутренней торговли (в части появления законодательной базы, безопасности и скорости транспортировки грузов, информационного обеспечения торговых операций и проч.) сделало товарную биржу как рынок наличного товара менее привлекательной для производителей и потребителей. Другими словами, внебиржевой рынок в XIX в. становится более организованным и цивилизованным рынком, что, несомненно, повысило его конкурентоспособность.
Кроме того, серьезным конкурентом биржевого рынка наряду с ярмарками становятся промышленные и сельскохозяйственные выставки, а также торговые музеи и склады товарных образцов. Все эти институты создавались с целью содействия и поощрения внутренней и внешней торговли; необходимость в их появлении ощущалась уже к началу XIX в. в связи с насыщением рынков сбыта, когда в Европе промышленно развитым странам все труднее стало продавать свои товары. Отсутствие обширного сбыта, в свою очередь, препятствовало развитию промышленности.
Естественно, что первыми ощутили потребность в организации мероприятий и институтов, способствующих сбыту товаров, страны с высокоразвитой индустрией и сельским хозяйством. Так, одной из самых ранних считается Лондонская выставка 1756-1757 гг., организованная Обществом содействия искусствам, промышленности и коммерции. Впоследствии подобные мероприятия стали массовым явлением. Известный русский экономист И.Янжул пишет по этому поводу: «Первоначально это были выставки местные, предназначенные чаще всего даже не для целых государств, а для отдельных частей или городов, но позднее вместе с распространением веры в их пользу и целесообразность, расширяются их пределы до значения мировых торжищ, промышленно-торговых собраний и образцов произведений всего света и всех народов».1
Желание развивать торговлю и промышленность заставляло организаторов выставок идти на устройство постоянных экспозиций; при этом действовали они по двум основным направлениям:
- устраивали передвижные выставки;
- устраивали постоянные выставки или товарные склады и музеи со справочными бюро.
Центральный замысел устроителей такого рода учреждений состоял в знакомстве потенциальных покупателей с потребительскими свойствами тех или иных товаров, в освоении новых рынков, в заключении взаимовыгодных коммерческих контрактов. Говоря современным языком, организаторами мобильных выставок осуществлялись маркетинговые программы по продвижению промышленных товаров и изучению сбыта – так называемые роуд-шоу.
В части организации передвижных выставок удачным первоначальным опытом в XIX в. можно считать выставку 1860-х гг., которая была организована по инициативе нескольких купцов в кантоне Санкт-Галлен в Швейцарии: экспедиция отправилась на нескольких парусных судах из Генуи по Средиземному морю, обогнула восточные берега Африки, «всюду распространяя знакомство с произведениями швейцарской ткацкой промышленности и обеспечивая себе прибыльный рынок на будущее».2
Мысль об организации постоянных выставок появилась сразу же после появления выставок периодических. Так, Венская выставка 1873 г. привела к идее об основании так называемого «Восточного музея», переименованного позже в «Торговый музей». Лондонская выставка 1851 г. привела к основанию Южного Кенсингтонского музея художественно-промышленного характера; Штутгартская выставка 70-х гг. создала «Музей промышленных образцов», Московская политехническая выставка 1872 г. положила начало Политехническому музею.3
Таким образом, товарная биржа в лице торговых музеев и промышленных выставок получает достаточно мощных конкурентов, которые, с одной стороны, оттягивали на себя определенный круг товаров, и, с другой, забирали у биржи часть информационных функций. В частности, выставки промышленных образцов и торговые музеи также становятся пунктами концентрации спроса и предложения по определенному виду товаров; здесь встречаются и заключают прямые контракты (без участия посредников) продавцы и покупатели. Данные тенденции, в совокупности с другими факторами, также ведут к специализации товарной биржевой торговли и уменьшению роли биржи как места торговли наличным товаром.
В то же время к концу XIX в. в мировой экономике возрастает роль рынка ценных бумаг, центральным элементом которого становится фондовая биржа. Динамичное развитие рынка ценных бумаг было вызвано бурным ростом тяжелой и химической промышленности, нефтедобычи и нефтепереработки, железнодорожных компаний, электротехнической индустрии, металлургии, банковского и страхового дела.4 Крупнейшие компании в этих и других отраслях создавались на акционерных началах, что и придало значительный импульс развитию фондового рынка и его инфраструктуре – системе депозитариев и регистраторов, инвестиционных компаний и брокерских фирм.
Не оставался в стороне от прогрессивных сдвигов и отечественный финансовый рынок. Однако в своем развитии он несколько отставал от соответствующих рынков Запада. Тем не менее, это отставание к началу ХХ в. стало быстро сокращаться за счет подъема национальной экономики, – среднегодовые темпы экономического роста в России в период 1871-1893 гг. составляли 3,8%, а в период 1893-1913 гг. возросли до 6,1%, что самым непосредственным и позитивным образом сказывалось на развитии финансового рынка. Постепенно последний становился все более значительным и емким, довольно энергично освобождаясь от иностранной зависимости. За пятилетие 1908-1912 гг. центр тяжести эмиссий ценных бумаг уже приходится на русский фондовый рынок, где было размещено ценностей на 3 млрд. 557 млн. руб. или свыше 70% общей суммы произведенных выпусков. За это же пятилетие на иностранных рынках ценных бумаг котировалось русских фондов на 1 млрд. 509 млн. руб., или около 30% русских эмиссий. Общая тенденция процесса развития фондового рынка представлена на рис.2.
Возросшая самостоятельность и подъем российской экономики сказались на центральном фондовом рынке страны – Санкт-Петербургской бирже. Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский отмечал в этой связи: «Рост Петербургской биржи был очевиден. Всякий петербуржец мог легко убедиться без помощи каких бы то ни было таблиц в быстром развитии биржевой игры. Достаточно было пройти мимо здания петербургской биржи, вокруг которого в начале 90-х годов не замечалось никакого движения и площадь перед которым представляла собой подобие пустыни, и посмотреть на нескончаемый ряд экипажей, которые теперь стоят перед подъездом биржи в час биржевых собраний, чтобы убедиться в происшедшей перемене. Страсть к биржевой игре охватила обширные круги общества, официальная биржа не могла вместить всех желавших принять участие в биржевой вакханалии и некоторые модные рестораны гостеприимно открыли свои двери для биржевых игроков, для которых на официальной бирже не находилось места».6 Наблюдения проф. Туган-Барановского о количественных и качественных изменениях в функционировании российского биржевого рынка ценных бумаг подтверждалось иностранными экспертами и статистиками. По их оценкам, к 1912 г. Россия по количеству обращавшихся фондов в стоимостном выражении, занимала пятое место в мире. По подсчетам Неймарка, опубликованным на международном статистическом конгрессе в Вене, в различных государствах мира к концу 1912 г. находилось в обращении ценных бумаг на 850 млрд. франков. На отдельные страны из этой суммы приходилось (см. рис.3):
Несмотря на быстрое прогрессирование российского биржевого рынка ценных бумаг, все-таки в своем развитии он в определенной мере отставал от передовых западных рынков как по количеству обращавшихся фондов, так и в плане техники биржевой торговли. Анализируя этот аспект проблемы, В.Судейкин подчеркивает: «Самая крупная наша биржа по курсовым и фондовым сделкам, Петербургская, далеко еще не дошла до такого развития, как иностранные биржи. Приведем сюда относящиеся данные: число процентных бумаг, котируемых на Лондонской бирже, достигает 2500, на Берлинской – 1200, на Парижской – 820, на самой же крупной нашей бирже – Петербургской, количество их не превышало 229».7
Значительная разница в биржевых оборотах российских и иностранных бирж указывала, по нашему мнению, по меньшей мере на три обстоятельства:
- во-первых, российские биржи имели локальное значение, тогда как крупнейшие западные биржевые центры имели интернациональный характер;
- во-вторых, указывала на недостаточную развитость техники биржевых операций;
- в-третьих, демонстрировала слабость российского рынка акций.
Все три отмеченных фактора крайне важны для понимания развития российских и зарубежных биржевых рынков и потому на них следует остановиться более подробно.
1 Цит. по: Янжул И.И. Торговые музеи, экспортные союзы и склады товарных образцов. – М.: Т-во Скоропеч. А.А.Левенсон, 1897. – С.4.
2 Ibid. – С.12.
3 Что же такое торговые музеи? Проф. Ф.Губер отвечает на этот вопрос следующим образом. «Под торговым музеем, — говорит Губер, — подразумевается торгово-географическое собрание образцов, предназначенное для практического обучения торговцев, занимающихся ввозом и вывозом, которые посредством постоянных добавлений с помощью консулов и других заграничных агентов, находится всегда на уровне новейшего положения торгового дела. Собрания эти служат для того, чтобы знакомиться с потребностями и нуждами важнейших областей сбыта с наиболее ходовыми товарами в значительнейших торговых местах, чтобы ориентироваться относительно их упаковки и способа доставки. Добавлением всех этих сведений посредством музеев имеется в виду облегчить конкуренцию с иностранцами». Прив. по: Huber F.E. Die Ausstellungen und unsere Exportindustrie. – Stuttgart, 1886. – S.131.
4 Так, к концу XIX – началу ХХ в. появились первые банковские корпорации, которые до сих пор удерживают лидирующие позиции в банковских системах отдельных стран: в США в 1877 г. был образован «Чейз Манхэттэн бэнк», в Великобритании 1865 г. «Ллойдз бэнк», в Германии в 1870 г. «Дойче банк» и «Коммерц банк». В этот же период возникли также такие промышленные гиганты, как «Стандарт ойл траст» (1882), «Дженерал электрик» (1892), «Юнайтед стейтс стил» (1901) и другие корпорации.
5 Источник: Бак И.С. Биржа на Западе и в СССР. – С.102.
6 Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. – М., 1922. – С.268.
7 Судейкин В. Биржа и биржевые операции. – С.65.