В последние годы россияне стали меньше доверять телевидению и радио – об этом свидетельствует исследование социологов из Левада-Центра, проведённое 20-23 ноября 2015 года. Было опрошено 1600 человек в возрасте старше 18 лет в 48 регионах РФ. Повышенный интерес вызывает также динамика мнений россиян, так как аналогичные опросы проводятся Левада-Центром с августа 2009 года.
Как видно из материалов исследований за последние 6 лет, о новостях в России и в мире наши граждане узнают, по преимуществу, из телепередач (85%), от друзей и знакомых (24%) и Интернет-изданий (21%). Остальные источники информации представлены значительно меньшими долями. Интернет сократил долю россиян, получающих новости из телепередач (с 94% в 2009 году до 85% в 2015 году); газет (с 37 до 13% соответственно); радио (с 41 до 13%); журналов (с 8 до 2%). В то же время доля тех, кто черпает новостные сведения из Интернет-изданий, социальных сетей и блогосферы выросла с 15 до 34%.
Полученные социологами данные легко объясняются тенденцией последних лет, направленной на повышение роли сети Интернет, увеличением количества компьютеров и гаджетов на руках россиян, пополнением рядов пользователей глобальной Сети.
Гораздо более интригующим оказался второй вопрос социологов, который звучал так: «Каким источникам информации вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и мире?».
Падение доверия к телевидению за последние 6 лет оказалось обвальным – если в 2009 году телевидению доверяло 79% россиян, то в 2015 году таковых оказалось лишь 41%. При этом доверие к новостям, исходящим от друзей и близких, возросло с 9 до 19%.
Существенно упало доверие россиян и к радио: если в 2009 году 23% наших сограждан доверяло сообщениям радиостанций, то ныне таковых лишь 11%.
В чём же секрет такого падения доверия жителей России к телевидению и радио? Надо полагать, что основной причиной тому является государственная пропаганда и давление государства на оппозиционные СМИ. Включая телевизор, средний россиянин видит и слышит однобокую точку зрения, отстаиваемую тележурналистами, газетчиками, депутатами и сомнительными «общественными деятелями», состоящих на довольствии у госструктур. Какую-то часть россиян провести удаётся, но таковых с каждым годом становится всё меньше. Те граждане РФ, которые не согласны с официальной пропагандистской трескотнёй, обращаются к альтернативным позициям, представленных в блогосфере и интернет-изданиях негосударственной формы собственности.
Вероятнее всего, эффективность государственной пропаганды будет со временем падать, так как молодые люди просто перестанут смотреть телевизор. Что тогда будет делать власть – весьма интересный момент.