Исследователи, предприниматели и практические работники нередко спорят, что есть менеджмент – наука, искусство, ремесло или навык? Одни говорят, что распорядитель, дающий указания окружающим – это всегда лидер, который наделяется особой харизмой от рождения, другие утверждают, что это талант, который можно и нужно совершенствовать путём непрерывного обучения и применения, третьи заявляют, что менеджмент – это правильно выстроенные человеческие отношения.
Попробуем внести ясность в данный вопрос. Вначале поговорим о научных основах менеджмента. Наукой является та область деятельности, которая подчиняется определённым законам. В физике – это, например, законы движения и тяготения, в математике – законы геометрии и различных вычислений, в экономике – законы спроса и предложения. Зная эти законы, можно использовать их для практических нужд – для повышения благосостояния людей, для создания новой техники, предприятий, товаров. Когда какой-либо процесс, приносящий полезные результаты, становится достаточно отработанным, его начинают именовать технологией.
Всё сказанное в полной мере мы можем отнести и к менеджменту. Правда, здесь следует оговориться, что менеджмент не простая, а комплексная наука, которая базируется на платформе прочих наук – истории, экономики, психологии, биологии, кибернетики, права и многих других.
Законы менеджмента принято подразделять на теоретические и эмпирические, общие и частные.
Так, к общим (объективным) законам менеджмента можно отнести закон перехода количества в качество, когда рост численности управляемых объектов (например, работников предприятия) ведёт к перестройке структуры управления, образованию иерархии. Объективным законом управления является закон синергии, который гласит, что потенциал согласованных действий организации намного выше потенциала отдельных её элементов (например, один человек вне общества или фирмы не в состоянии сделать того, что делает коллектив – будь то создание науки, наукоёмкого продукта, завода или небоскрёба).
К эмпирическим законам менеджмента можно отнести закон пропорциональности (соответствия управляемой и управляющей системы), закон композиции (отражающий необходимость согласования целей организации), закон онтогенеза (в соответствии с которым организация проходит определённые стадии жизненного цикла – зарождения, становления, спада).
Цель менеджмента как науки состоит в следующем:
— осуществлять сбор информации об управленческих технологиях в бизнесе и некоммерческом секторе, обобщать и классифицировать полученные данные;
— вырабатывать теоретические концепции, проводить их экспериментальную проверку в различных условиях;
— выдавать практические рекомендации действующим предпринимательским структурам, государственным учреждениям, министерствам и ведомствам с целью повышения эффективности управленческих процессов;
— накапливать и распространять знания в области общего и отраслевого менеджмента;
— давать прогнозы развития менеджмента в России и за рубежом.
Помимо учёных и исследователей значительную часть специалистов по управлению составляют профессиональные менеджеры. Распорядительство, руководство организациями, управлениями, отделами, цехами, производственными и финансовыми подразделениями – составляет их повседневную работу. При этом доля управленческого труда по мере продвижения по карьерной лестнице того или иного работника постоянно возрастает. Так, например, руководитель небольшой бригады монтажников или строителей работает по специальности наравне со всеми, лишь 30-40 минут из 8-часового рабочего дня выделяя на выдачу и контроль сменных заданий, заполнение необходимой документации. По мере карьерного роста, становясь мастером, начальником цеха, главным инженером, генеральным директором, управленческий труд поглощает всё больше рабочего времени. В конце концов, становясь топ-менеджером, специалист занимается почти исключительно управленческим трудом, осуществляя планирование, коммуникациями с коллегами и партнёрами по бизнесу, занимаясь маркетинговыми и финансовыми вопросами, консультациями со сбытовыми организациями, оптовой и розничной торговлей.
Примерно то же самое мы можем сказать и о индивидуальном предпринимателе, бизнес которого со временем стал расти. Вначале предприниматель совмещает управленческие и хозяйственные функции, начиная от погрузочно-разгрузочных работ до реализации товаров, потом нанимает персонал, делегируя своим работникам и руководителям управленческие функции, и далее становится «мозгом» и стратегом одного или сразу нескольких предприятий, отдавая лишь руководящие указания подчинённым менеджерам.
Зарождение менеджмента как науки
Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия
Менеджмент как наука и профессия
Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта
Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация
Информационные ресурсы в менеджменте
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке
Административная (классическая) школа управления
Школа поведенческих наук (бихевиоризм)