Известно, что система образования в любой стране – довольно консервативный институт, который меняется достаточно медленно и постепенно, весьма часто не поспевая за реалиями современной жизни. Не является в этом смысле исключением и вузовское образование России, к которому вышесказанное относится в полном объёме.
Отечественные работодатели часто сетуют на недостаточную подготовленность выпускников вузов, слабые профессиональные знания, неумение общаться, узость кругозора студентов, их инфантильность и недисциплинированность.
В свою очередь, студенты жалуются, что занятия их обременяют своей рутинностью, а читаемые им курсы неинтересны и давно устарели. Всё, что проговаривает под запись преподаватель, можно найти в Интернете с гораздо меньшими трудозатратами и без утомляющей писанины.
Родители и родственники студентов хотели бы, чтобы их чада умели общаться, добиваться своих целей, иметь набор практических знаний и навыков, которые бы помогли им сделать карьеру, стать уважаемыми людьми и хорошими профессионалами. Желательно также, чтобы вуз сформировал определённый круг знакомств и связей, которые окажутся полезными потом, в реальной деловой практике.
Что ж, в аргументации сторон есть здравый смысл, который подводит вузы к тому, что следует динамично менять формы и методы работы со студентами, дающие новые качества будущим специалистам. Таких основных форм несколько, одна из которых – создание в вузе корпоративного телевидения, что ныне под силу большинству государственных и негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования. По деньгам – это примерно то же, что и создание под эгидой вуза драматического театра с выделенным помещением и несколькими студенческими театральными труппами. Обычно к финансированию такого рода подразделений привлекаются спонсоры, деловые связи родителей, какие-то бюджетные средства.
Но что это даёт администрации вуза студТВ, кроме головной боли и организационных хлопот? На мой взгляд, очень многое.
Во-первых, студенты из объекта управления превращаются в думающую, креативную силу, способную генерировать новые идеи и воплощать в жизнь различные инновации – образные, дизайнерские, поведенческие, постановочные, режиссёрские, маркетинговые и все прочие. В студентах пробуждается интерес к созданию и реализации проектов, к работе в команде, к коммуникациям с внешним миром посредством ТВ. На этом поле, как нигде, проявляется творческая индивидуальность, креативность, умение выступать публично.
Во-вторых, часто бывает так, что студенты специальностей «Менеджмент», «Маркетинг», «Международный бизнес», «Реклама», «Связь с общественностью» во время учёбы в вузе не могут толком применить приобретаемые знания в части производства рекламного продукта, создания и продвижения торговых марок, пиар-материалов, написания рекламных текстов, взаимодействия с меценатами и спонсорами. Весьма важным бывает поиск новых идей для привлечения внимания аудитории, формирование информационных поводов, взаимодействие с реально действующими коммерческими структурами, региональными ТВ-каналами. Иными словами, студенты приобщаются к бизнесу.
В-третьих, студенты из вузовского ТВ как нельзя лучше обслуживают культурные, экологические, спортивные, научные и праздничные мероприятия, тесно взаимодействуя с городскими и областными администрациями, выпуская в интернет-пространство соответствующие ролики и программы. Неплохо также смотрятся дискуссионные и конкурсные мероприятия. Из среды студентов вузовского ТВ выдвигаются будущие телеведущие, тележурналисты, специалисты по написанию сценариев, постановок. Опыт будущих выпускников, таким образом, становится гораздо более разносторонним и богатым.
Нельзя оставить в стороне и тот факт, что из шинели студТВ выходят в большую жизнь малые инновационные предприятия по направлениям анимация, изготовление телерекламы, съёмка учебных фильмов и курсов лекций лучших профессоров, организация ивент-мероприятий, производство маркетинговых исследований, подготовка имиджмейкеров, изготовление и продвижение брэндов и т.д.
Наконец, стоит упомянуть и то обстоятельство, что студТВ является отличным инструментом рекрутирования в данный вуз новых абитуриентов. Да и выпускники вуза также станут способствовать поступлению в учебное заведение своих родственников и детей.
Галкин В.В., д.э.н., проф.