Средства массовой информации России широко освещали апрельскую «прямую линию» президента Владимира Путина, давали множество комментариев, пояснений и исторических сопоставлений. Самому процессу общения президента с народом предшествовали интенсивная рекламная и пиар-поддержка; практически все основные медийные источники напоминали россиянам о предстоящем событии, старались привлечь к онлайн-общению В. Путина с народом максимально возможное внимание. И это не осталось незамеченным.
Социологи из Левада-Центра сегодня опубликовали результаты опроса общественного мнения, в котором, помимо традиционных вопросов о смотрибельности и внимании к данному событию, был вопрос с явным пиаровским подтекстом. В частности, исследователи в 2015 и в 2016 годах спрашивали респондентов: «Для чего, на ваш взгляд, прежде всего проводятся подобные “прямые линии?». Ответы прошлого, 2015-го года и года нынешнего, довольно существенно различаются. Так, число ответивших «Чтобы руководство страны было в курсе того, что беспокоит население России» уменьшилось с 44 до 38%. Количество россиян, ответивших на вопрос: «Чтобы президент мог донести до населения страны политическую линию руководства России» сократилось с 34 до 28%. И, наконец, число респондентов, давших ответ: «Чтобы укрепить популярность, рейтинг Владимира Путина» выросло с 20 до 31%.
О чём свидетельствуют результаты данного опроса? В первую очередь, о том, что наши сограждане стали более искушёнными в вопросах управления имиджем и общественным мнением. Всё меньше остаётся наивных людей, ничего не знающих о работе с общественностью (PR), о пропагандистских приёмах, о формировании позитивного образа публичных людей.
Второй момент состоит в том, что «научение» россиян основам пиар-работы происходит чрезвычайно быстро. И тому причиной, вероятнее всего, активная пропагандистская работа отечественных СМИ, которые зачастую явно перегибают палку. Когда по всем каналам трубят о наших достижениях – особенно на внешнеполитической арене – а в реальной жизни цены и безработица растут, уровень доходов населения снижается, вольно или невольно в головах россиян наступает когнитивный диссонанс, и люди начинают интересоваться, как работает информационная машина. Думается, что в будущем население России будет всё более массово воспринимать выступления первых лиц страны как пиар-акции, которые призваны улучшить имидж руководителей, поднять на более высокий уровень их репутацию