Рассмотрение вопроса юридического сопровождения бизнеса следует начать, как нам представляется, с некоторых теоретических моментов, которые послужат для нас известным прологом и введением в проблему, позволят улучшить ее понимание в целом и в частностях.
Вначале кратко остановимся на экономической природе юридических услуг, их сути и функциях.
В процессе функционирования экономики ежедневно производятся и потребляются многие виды продуктов. Одни из них носят вещественный характер – их принято называть товарами, другие материального воплощения не имеют – к ним относятся произведенные работы и оказанные услуги.
Услуги в современной экономике не менее важны, чем материальные товары. Транспортные, информационные, образовательные и прочие виды услуг занимают все большее место в жизни отдельных людей, коммерческих и некоммерческих предприятий, государственных структур. С развитием и усложнением хозяйственных и общественных отношений растет потребность физических лиц и предприятий в юридических услугах, которые по своей природе носят комплексный характер, вбирают в себя целый набор составляющих компонент.
Действуя в условиях рыночной неопределенности, участники хозяйственных отношений принимают на себя определенные риски – их могут подвести партнеры по бизнесу, не выполнить свои обязательства поставщики, предъявить необоснованные претензии налоговые и таможенные органы. Никогда нельзя исключать случаев недобросовестной конкуренции, вымогательства, рейдерства и тому подобных обстоятельств.
Стремясь обезопасить себя и ограничить возможные риски, субъекты рынка обращаются за услугами к профессиональным юристам, которые на возмездной основе своими действиями реализуют:
а) охранно-правовую функцию – то есть, используя свой опыт и профессиональные знания, защищают интересы клиента от возможных претензий и посягательств третьих лиц с помощью закона и необходимых правовых процедур. Оплачивая услуги юристов, собственники предприятий обеспечивают своему бизнесу интеллектуальную охрану в рамках национального и международного права.
б) функцию внутренней регламентации управленческих и организационных вопросов внутри предприятия. Известно, что повседневная деятельность любого юридического лица с изданием множества приказов и распоряжений с упорядочиванием должностных прерогатив и полномочий тех или иных подразделений или лиц, с вопросами найма и увольнения, выплат зарплат и бонусов. Эти и другие вопросы решаются не произвольно, а с соблюдением трудового, финансового, природоохранного и иного права, ограждающего всех участников совместной деятельности от злоупотреблений. Квалифицированная помощь юриста в этих вопросах совершенно необходима.
в) экономическую функцию. Осуществляя хозяйственную деятельность, индивидуальные предприниматели и юридические лица постоянно сталкиваются с проблемами правильной уплаты налогов, заключения адекватных договоров с поставщиками и торговыми организациями, с судебными тяжбами с другими участниками рынка, а также с контролирующими и надзорными инстанциями.
Надо ли говорить, что суммы предъявляемых исков к контрагентам сделок бывают подчас огромными. Крупным предприятиям со стороны антимонопольного ведомства или технического надзора вменяются весьма внушительные штрафы. Не менее крупными могут быть потери, связанные с неправильной выплатой налогов, – предприятие-плательщик может иметь законные преференции, вычеты и налоговые каникулы, но в силу плохого знания налогового и финансового права ежемесячно терять денежные средства. Хороший специалист в области налогов, финансового и кредитного законодательства, а также иных отраслей права (например, законодательства об инвалидах, оффшорах и т.п.) избавит юридическое лицо от крупных выплат там, где это не нужно.
Указанная выше триада правовых услуг представляет собой основу юридического сопровождения бизнеса.
Спроецируем теперь все вышесказанное на большой, средний и малый бизнес. В зависимости от масштабов предпринимательской деятельности, юридическое обслуживание предприятий будет носить различный характер и иметь свои особенности.
Большой бизнес, к коему мы относим крупные и крупнейшие предприятия национального и международного уровня, имеют в своем составе специализированные юридические департаменты, которые обеспечивают сопровождение бизнеса на всех его стадиях как в рамках внутренних процессов осуществления предпринимательской деятельности, так и во внешних взаимодействиях предприятия. Финансовые ресурсы крупного бизнеса позволяют закрывать собственные потребности в юридическом обеспечении коммерческой и связанной с ней деятельностью.
Значительный штат юристов, имеющийся в крупных корпорациях, позволяют осуществлять специализацию отдельных сотрудников (или даже отделов в составе юридического департамента) на конкретных, порой узких отраслях права – акционерного, финансового, налогового, договорного, трудового, природоохранного и т.д. За счет специализации обеспечивается высокое качество юридического сопровождения бизнеса, так как узкие специалисты имеют, как правило, более глубокие познания в конкретной отрасли юриспруденции, лучше знают правоприменительную практику и нюансы действия того или иного законодательства.
Средний бизнес обычно не располагает такими финансовыми возможностями, как крупный, и имеет более скромные штаты юристов, обеспечивающих безопасное и прибыльное функционирование предприятия. Если требуются услуги квалифицированных узких специалистов, то средний бизнес привлекает таковых из числа частнопрактикующих юристов или юридических фирм. Переход на аутсорсинговые схемы обслуживания юридическими фирмами средних предприятий пока в нашей стране носит единичный характер.
Колоссальный потенциал имеет, на наш взгляд, сектор малого бизнеса, который в состоянии поглотить огромные объемы юридических услуг. Однако все это в потенциале. Реальному конструктивному взаимодействию юридического и малого бизнеса препятствуют как институциональные, так и ментальные проблемы.
В зависимости от масштаба бизнеса формируются разные модели его юридического обслуживания. Первая модель, которая характерна для крупных предприятий, базируется на принципе самодостаточности и интегрирует в себя специалистов во многих отраслях права, объединенных в единый юридический департамент. Характерной особенностью такой модели юридического сопровождения является, помимо самодостаточности, ее высокая затратность и стоимость. Вне зависимости от интенсивности труда юристов, их повседневной загруженности, постоянные издержки, связанные с оплатой труда высококвалифицированных специалистов, весьма высоки.
Вторая модель, которую, как правило, использует средний бизнес, менее затратна. Владельцы такого бизнеса предпочитают оптимизировать расходы на правовое обслуживание, значительно чаще прибегают к услугам внешних юридических фирм, выполняющих разовые заказы.
Различия в подходах по юридическому обслуживанию крупного и среднего бизнеса происходит, по преимуществу, по линии организационно-правовых форм предприятий, предусматривающих большую или меньшую степень обобществления собственности. Крупные предприятия – это открытые акционерные общества, с большим количеством акций, находящихся в свободном обращении. Советы директоров и менеджмент таких корпораций обычно не экономят на зарплатах корпоративных юристов, так как это является имиджевым моментом, а главный собственник – это государство, то есть обезличенный владелец. Таковыми компаниями являются Газпром, Сбербанк, Роснефть, Транснефть, ВТБ и некоторые другие.
Для среднего бизнеса ситуация иная. Здесь преобладающие формы – закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Собственниками предприятий в этом случае является узкий круг акционеров, а сами акции свободного хождения не имеют. По большей части наиболее крупные акционеры одновременно являются топ-менеджерами среднего ЗАО. Экономия на юридическом обслуживании бизнеса здесь носит более выраженный характер. Зарплаты и бонусы юристам, по большей части, ниже, чем в ОАО. В то же время интенсивность труда специалистов правового отдела несколько возрастает.
Третья модель юридического обслуживания бизнеса касается предприятий малых размеров, а также индивидуальных предпринимателей. В силу своей небольшой величины и ограниченной потребностью в юридических услугах, российские малые предприятия предпочитают избегать затрат на юристов – как штатных, так и приглашенных.
Очевидно, что затраты на штатного юриста-универсала в малом предприятии с численностью работающих до 10 человек экономически не обоснованны. В связи с отмеченным обстоятельством наиболее логичная форма юридического сопровождения малого бизнеса – это абонентское обслуживание или работа по разовым обращениям за юридической помощью.
Второй момент – это разъяснительная работа, рекламные и PR-мероприятия, а также BTL-акции. Огромная емкость рынка предприятий малого бизнеса, которых в нашей стране насчитывается свыше 220 тысяч, может быть преобразована из разряда потенций в реальный доход юридических фирм только тогда, когда владельцы малых и микропредприятий осознают реальную пользу от юридического обслуживания, от тех функций, которые мы перечислили в начале нашей статьи.
Юристы и их представители не должны сидеть в офисах и дожидаться клиентов; им самим следует активизировать процесс конструктивного взаимодействия. Количество форм подобного взаимодействия, способного соединить вместе руки спроса и предложения, достаточно велико. Это и личные беседы с владельцами бизнеса, приведение убедительных аргументов в пользу абонентского обслуживания, это и рекламные обращения, и рекомендации от других предпринимателей, и BTL-акции, связанные с апробированием юридических услуг на льготной основе.
Молодым юристам, только недавно закончившим профильные учебные заведения и желающим открыть свою частную практику или юридическую фирму, следует обратить пристальное внимание на этот сегмент рынка, который является коммерчески привлекательным.