Одной из основополагающих функций любой экономической системы является обеспечение гражданам данного сообщества высокого уровня благосостояния. При этом категория «благосостояние» в самом общем виде трактуется как обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть товарами, услугами и условиями удовлетворения определённых потребностей индивидов. Благосостояние, таким образом, является интегральным, комплексным критерием, который включает в себя целую систему показателей, характеризующих жизненный уровень общества, – уровень денежных доходов на душу населения, обеспеченность разнообразными товарами, услугами образования, здравоохранения, социальной защиты.
Проблема благосостояния народов и государств всегда живо интересовала учёных, политиков и практиков; причины лидерства одних стран и отставания других постоянно изучаются многими экономистами и исследовательскими организациями. Выводы большинства исследователей совпадают, – наибольших хозяйственных успехов добивается та страна, в которой:
а) имеются большие запасы ценных природных ресурсов при относительно небольшой численности населения;
б) субъектам рынка предоставлена достаточная экономическая свобода и хорошо развит бизнес;
в) государство создает адекватный правовой режим для внутренних и внешних игроков рынка, избегает чрезмерного вмешательства в хозяйственные процессы, поддерживает режим конкуренции.
Если рассматривать природные ресурсы страны как определённый дар природы, то можно констатировать, что экономическая свобода и развитие свободного предпринимательства – ключ к благосостоянию той или иной страны. Понимание государством необходимости развития бизнеса и создания благоприятных условий для его функционирования дополняют первые два фактора.
Последние несколько веков развития глобальной экономики дали миру множество подтверждений особой значимости развития бизнеса. Все те страны, которые отказывались от института предпринимательства, всячески ограничивали экономическую свободу своих граждан и предприятий, постепенно погружались в пучину застоя и бедности.
Люди одной нации, разделённые историческими катаклизмами и функционирующими в различных экономических условиях (в рамках института предпринимательства и без него), показывали в обозримой перспективе совершенно разные результаты. В тех странах, где бизнес активно действовал, процветала и экономика, а уровень благосостояния граждан динамично возрастал. В тех же странах, где бизнес находился под запретом или жёстким прессингом государства, господствовали бедность и товарный дефицит. Такая ситуация складывалась с Южной и Северной Кореей, материковым Китаем и небольшими государствами, населёнными в основном китайцами – Гонконгом и Сингапуром; Западной и Восточной Германией, и некоторыми другими государствами.
Этот тезис подтверждается и нашей собственной историей. Так, распад СССР, одной из ведущих мировых держав ХХ века, был обусловлен, в первую очередь, запретом предпринимательской деятельности. Тем самым была скованна частная инициатива физических лиц и предприятий, обусловлено постепенное отставание страны по многим направлениям.
Почему же предпринимательская деятельность так важна для экономического роста и благосостояния граждан? В чём причина позитивного влияния бизнеса? Ответы на эти вопросы следует искать в природе человека, стимулах его деятельности и экономических интересах.
Если государством создаются благоприятные условия для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, то это можно рассматривать как увеличение коэффициента полезного действия (КПД) общественного экономического механизма. Субъекты рынка начинают использовать любые возможности для увеличения своего благосостояния – повышать эффективность производства и торговли, активизировать инновационную деятельность, внедрять ресурсосберегающие технологии и проч. Причём повышать КПД экономики граждане начинают не из высоких моральных принципов, а исходя из собственных эгоистических интересов.
Эгоистические интересы требуют генерации прибыли, но её получение невозможно без удовлетворения запросов потребителей. Таким образом, эти три категории – эгоистический интерес, прибыль и удовлетворение потребностей третьих лиц оказываются неразрывно связанными. Адам Смит писал по этому поводу: «Не от доброго расположения к нам мясника, пивовара или булочника надеемся мы получить то, что нам нужно для обеда, но от их забот о собственных интересах. Мы обращаемся не к их человеколюбию, а к их эгоизму».
Закон личного интереса побуждает предпринимателей развивать свой бизнес с целью дальнейшего увеличения прибыли. Реализация этой цели связана с вовлечением в бизнес дополнительных работников, с расширением производства и торговли, с осуществлением новых заказов другим предпринимателям. Таким образом, развитие бизнеса самым прямым и непосредственным образом связано с расширением занятости населения. А это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает решение срезу нескольких важных социальных и экономических задач:
- вместе с расширением занятости увеличивается производство товаров и услуг для внутреннего и внешнего потребления;
- вовлеченные в бизнес предприятия и наемные работники уплачивают в государственный бюджет налоги, позволяя правительству решать многие социально значимые проблемы;
- органам социального страхования требуется меньшее количество финансовых ресурсов для выплат пособий по безработице;
- бизнес создает инновации всех типов для получения большей прибыли. А создаваемые инновационные продукты обеспечивают прогрессивное развитие общества, обогащают внутреннюю жизнь людей, культуру, быт, общение.
Развитие бизнеса в отдельной стране или регионе заставляет срабатывать целый комплекс экономических механизмов, получивших название мультипликаторов – занятости, инвестиций, доходов. Активизация бизнеса, таким образом, приводит к целому ряду позитивных эффектов. Поэтому многие страны в настоящее время стремятся развивать крупный, средний и, особенно, малый бизнес.
Тем не менее, бизнес, как и всякое иное явление, имеет не только достоинства, но и недостатки (на которых концентрировал свое внимание К. Маркс и многие другие критики института предпринимательства).
При всем благотворном влиянии бизнеса на экономику не следует сбрасывать со счетов и отдельные деструктивные направления предпринимательской деятельности – такие, как криминальный и теневой бизнес. В отмеченных формах бизнеса фигура предпринимателя трансформируется из созидателя и изобретателя в анти-новатора, тормозящего социально-экономическое развитие и разрушающего конкурентный режим. Погоня за прибылью подталкивает предпринимателей к загрязнению окружающей среды, негуманному отношению к природным ресурсам, уклонению от уплаты налогов, антисоциальным действиям. Во многих странах мира предприниматели злоупотребляют своим монопольным положением, недоплачивают наёмным работникам, подкупают судебные органы, законодательную и исполнительную власть.
Бесспорно, все эти явления имеют место в бизнесе. Однако нельзя не отметить тенденцию на постепенное сокращение масштабов злоупотреблений по мере развития общества и культуры предпринимательства. Негативные черты, отмеченные нами, не есть имманентное свойство бизнеса, это – несовершенство человеческой природы. Именно это обстоятельство выдвигает на первый план в современном предпринимательстве проблему формирования этики бизнеса, моральных ценностей предпринимателей, партнерских отношений между обществом, государством и бизнесом.