Экономика спорта – довольно молодая наука, которая сформировалась как самостоятельная научная дисциплина лишь во второй половине ХХ столетия. Именно в этот период начинают появляться первые исследования и серьёзные труды по экономике спорта, формироваться теоретические подходы, образовываться кафедры, проводиться конференции, издаваться тематические сборники и специализированные журналы.
Подобно тому, как ранее менеджмент вышел из лона экономической науки (некогда было принято считать, что управление – часть хозяйственной деятельности, а не отдельная отрасль знания), так и экономика спорта выделяется в самостоятельную научную дисциплину лишь спустя определённое время.
Данный период становления был необходим учёным для осмысления экономики спорта как науки, выделения специфического категориального аппарата, классификации спортивно-экономических феноменов и явлений, выработки рабочих понятий, дефиниций, гипотез и теорий. Лишь после этого подготовительного этапа можно говорить о том, что в системе знания оформилась новая наука, объектом изучения которой стала двигательная активность и связанные с ней хозяйственные эффекты.
Иногда у студентов и слушателей возникает прямой вопрос – а зачем вообще нужна эта наука? Может быть, в ней вообще нет необходимости, — ведь многие годы люди обходились без излишнего мудрствования, опираясь лишь на опыт и здравый смысл в построении системы двигательной активности?
На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. Без науки, конечно, можно обойтись – как можно обойтись без носового платка или средств личной гигиены. Но опираться только на эмпирику неразумно, так как обыденное мышление и суженное видение мешает нам понять более общие закономерности. Так, например, повседневный опыт подсказывает, что земля плоская, а Солнце вращается вокруг Земли. И так считалось целыми столетиями, пока наука не доказала иное.
Эмпирический подход в экономике – это практика проб и ошибок, попытка опытным путем нащупать наиболее универсальные и эффективные способы обретения личного и общественного богатства;
Путь теоретических обобщений, классификации и систематизации экономических знаний, создания действенных моделей и верных прогнозов – это путь науки, то есть выявления общих закономерностей, приводящих к повышению благосостояния наций и удовлетворению их потребностей в максимальном объеме.
В настоящее время экономика спорта переросла в комплексную науку, со многими направлениями и вспомогательными дисциплинами, структура которой представлена на рис.1.3.
В системе градации по уровням функционирования экономики спорта наиболее удобна классификация по двум признакам – по величине хозяйствующих субъектов, действующих в системе физкультурно-спортивных отношений, и по подразделению на профессиональный (коммерческий) и массовый (любительский или некоммерческий) спорт. Основные различия по линии водораздела между коммерческим и некоммерческим спортом проходит по типам потребностей и потребителей.
В части любительского спорта основными потребностями являются запросы эстетического, оздоровительного и развлекательного характера – люди хотят быть привлекательными, здоровыми и энергичными. Спортивные игры позволяют также интересно и с пользой для здоровья проводить свободное время. Что же касается коммерческого спорта, то главные потребности в данной сфере связаны, в основном, с ведением предпринимательской деятельности. Одна сторона в лице атлетов, тренеров, производителей спортивных товаров и услуг, заинтересована в получении прибыли и самореализации, другая сторона, в лице любителей спорта, предъявляет спрос на зрелища.
Другой тип классификации связан с локацией экономики спорта в системе других гуманитарных наук, определения ее функций и междисциплинарных связей (см. рис.1.4).
Для того, чтобы в полной мере выполнять свои функции и указывать верные пути развития массового и профессионального спорта, экономике спорта необходимы соответствующие возможности, средства и инструментарий.
Основными функциями экономики спорта являются:
- сбор фактического и статистического материала, касающегося отрасли физической культуры и спорта;
- обработка полученных данных, их систематизация и классификация, объяснение и интерпретация в рамках создаваемых теорий и моделей:
- верификация теоретических концепций, их критический анализ и модернизация; переход к качественно новым категориям и научным построениям на базе рабочих гипотез;
- распространение знаний по экономике спорта для широких кругов общественности и научных сообществ, работающих в пограничных и смежных областях;
- подготовка квалифицированных исследователей для экономики спорта;
- составление прогнозов экономического развития национальной и мировой системы физической культуры и спорта;
- выдача практических рекомендаций для бизнеса, органов власти и управления по формированию сбалансированной и эффективной отрасли оздоровительно-массового и профессионального спорта.
Говоря об экономике спорта как науке мы не можем не отметить и её морально-этическую составляющую. Сущность экономики спорта как нравственной науки состоит в том, что практически все хозяйственные, финансовые и коммерческие аспекты спортивной работы оцениваются на весах категорий совести, достоинства, честного поведения (или, как ещё говорят, фэр плэй — честной игры). Экономисты в таких случаях говорят о позитивном и нормативном подходах. В первом (позитивном) случае субъекты экономики действуют сообразно экономическим законам, максимизируя прибыль в конкурентной среде. Во втором (нормативном) руководствуются морально-этическими ценностями.
Поясним сказанное следующими иллюстрациями из современной жизни. Например, в спортивной секции, работающей на принципах самоокупаемости и платности, занимается способный ребёнок, родители которого из-за потери работы больше не могут платить за тренировки и соревнования. Перед тренером встаёт вопрос морально-нравственного выбора: как поступить в данной ситуации? Разрешить тренироваться в составе общей группы на обычных основаниях или отчислить способного человека? Если разрешить продолжить занятия без соответствующей оплаты, то это может стать плохим примером для других занимающихся. Можно также получить взыскание от руководства спортшколы. А приостановка тренировок или отчисление способного спортсмена ложится тяжёлым моральным грузом на тренера, который будет чувствовать свою ответственность и ощущать душевный дискомфорт.
Или, скажем, другой сюжет. В юношеской футбольной команде имеются игроки с разными способностями. Естественно поставить на те или иные амплуа или в стартовый состав наиболее подготовленных и способных футболистов. Но тренеру состоятельные родители отдельных юношей предлагают сделку: поставить за вознаграждение на место нападающего или полузащитника их сына, который не отличается большими талантами. Как поступить? Взять деньги и отправить в запас перспективного футболиста или остаться без денег, но выполнить свой моральный долг?
Конечно, эти вопросы каждый решает для себя в индивидуальном порядке, опираясь на свои моральные ценности, примеры из окружающей практики или веления совести. Законы этики в таких случаях зачастую берут верх над законами рынка (или наоборот). В этом и состоит принцип нравственности в экономики спорта.