Практические все последние десятилетия мы повторяем тезис о том, что России нужна модернизация, необходим отход от сырьевой направленности экспорта и переход к инновационному производству. Вроде всё просто и понятно – надо лишь действовать, строя новые обрабатывающие производства и предлагая рынку продукты с высокой добавленной стоимостью.
Однако на самом деле уйти от сырьевой модели чрезвычайно трудно. Любые попытки, например, перерабатывать на своей территории нефть и газ, предлагая зарубежным партнёрам моторные и трансмиссионные масла, высокооктановый бензин, полимеры и прочие продукты более высокого передела, неизменно вызывают у наших зарубежных контрагентов негативную реакцию. Они говорят российским производителям: «Нам нужно от вас сырьё, а не переработанные изделия. Мы хотим сами зарабатывать на переработке. Нам самим нужны высокооплачиваемые рабочие места. Если вы не будете продавать нам сырьё, мы купим его у кого-либо другого – но переработку вам не отдадим».
Что ж, весьма логичное рассуждение. Против этой позиции бороться очень трудно, особенно когда у зарубежных партнёров прочная государственная поддержка (и это, не говоря о политической помощи западного блока, о которой мы поговорим отдельно).
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и того очевидного факта, что торговля сырьём не требует предпродажной подготовки, серьёзных маркетинговых мероприятий, рекламы, упаковки, продвижение продукции через систему гипермаркетов и розничной торговли. Да и ценообразованием всё понятно: какая цена сложилась на биржах, та и закладывается в контракты.
Не будем оставлять в стороне и того обстоятельства, что «голландская болезнь», связанная с получением относительно лёгких доходов от продажи сырья, уверенно и неотвратимо начинает убивать те сферы, которые не дают сиюминутной отдачи – в том числе науку, культуру, бесплатное здравоохранение, социальную сферу. Снижение цен на сырьё на мировых биржах немедленно отражается на российском бюджете; правительство начинает экономить, что непосредственным образом отражается на упомянутых выше отраслях.
Добавим ко всему сказанному и проблемы с транзитными странами, газопроводами и продуктопроводами, которые пролегают по территориям недружественных стран (хотя и дружественных тоже, требующих низких расценок и существенных скидок). Инфраструктура и хозяйственная привязка к поставкам сырья зачастую становятся предметом политического и экономического шантажа, на чём Россия теряет миллиардные суммы. Так, в публичном интервью СМИ В. Путин, говоря о поставках газа через Украину, упомянул, что только за 2000-е годы эта страна путём похищений и различных манипуляций нанесла финансовый ущерб РФ, превышающий 120 миллиардов долларов. И это потери только от действий одной страны. В совокупности суммы потерь существенно увеличиваются.