После революции 1917 года для воронежских улиц наступила новая эпоха, которая нанесла на карту города массу переименований и новых имён, связанных с деятелями коммунистической партии. По иронии судьбы мы не встретим среди увековеченных в улицах названий таких фамилий, как Сталин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин. Однако фигуры более малого масштаба сохранились и прижились. Среди них – имя, вернее псевдоним, советского партийного и советского деятеля Сергея Мироновича Кирова.
В те годы бурных политических и социальных преобразований почти все видные революционеры брали себе псевдонимы – это и В. Ленин (Ульянов), и И. Сталин (Джугашвили), и Л. Троцкий (Бронштейн), и В. Володарский (Гольдштейн), и Л. Каменев (Розенфельд), и многие другие. Не обошла сия тенденция и Сергея Мироновича Кирова, настоящая фамилия которого звучит более прозаично – Костриков.
Помимо прочих революционных дел Сергей Миронович известен тем, что входил в состав «тройки» Ленинградской области, которая давала добро на расстрелы людей по делам о «контрреволюционной деятельности» и иностранном шпионаже.
Имя Кирова довольно своеобразно связано с Воронежем, так как именно по его приказу был арестован и казнён архиепископ Митрофан, который закончил в своё время Воронежскую духовную семинарию (1890). Весьма показательно, что когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один из них вырвал ему клок бороды.
Масштаб личности Митрофана был таков, что в 2001 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил его в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Возвращаясь к личности Кирова, заметим, что его именем назван Воронежский завод синтетического каучука (ныне принадлежащий компании Сибур), а возле главной проходной предприятия в советские годы С.М. Кирову установлен памятник.
Закончил свою непродолжительную карьеру советского и партийного деятеля С.М. Киров довольно бесславно – его застрелил рабочий Леонид Николаев. Современные историки считают, что любвеобильного Кирова Николаев убил по личным мотивам, из-за интимной связи с его женой Мильдой Драуле.
В настоящее время переименовывать улицу Кирова руководство и депутаты города Воронежа не планирует, предпочитая не ворошить старое. Видимо, в этой логике есть своя сермяжная правда, и данная тема ещё будет какое-то время ждать своего разрешения.