Когда молодые люди, прокладывающие себе дорогу в предпринимательство, слышат о философии бизнеса, они сразу начинают подозревать, что речь идёт об очередном занудстве, о рассмотрении умозрительных идей и подходов убелённых сединами мудрецов, прославивших себя в далёком прошлом. Студенты и молодые менеджеры, инноваторы и стартаперы, учащиеся курсов делового администрирования и магистранты нередко начинают зевать и слушать лектора вполуха, когда разговор заходит о философии, отвлечённом мудрствовании, пространном теоретизировании. Оно и понятно – людям, кипящим энергией и жаждой действий, нужны конкретные, а не абстрактные знания, требуются прикладные дисциплины, идущие от опыта и практики. Чтобы подобно практическим курсам по Дейлу Карнеги можно было уже на выходе из учебной аудитории начинать применять полученные знания.
На самом деле философия бизнеса – это не какая-то абстракция, а вполне конкретная вещь, которая требуется предпринимателям и управленцам в повседневном режиме; сквозь философию бизнеса, как сквозь фильтр умственных установок и моральных принципов пропускаются все сделки – в том числе, и сделки с совестью.
Философия бизнеса жизненно необходима множеству людей, общественных институтов, международных сообществ, главными из которых являются:
— малые, средние и крупные предприниматели, начиная от самозанятых, мелких коммерсантов и заканчивая олигархами;
— небольшие предприятия и крупнейшие транснациональные корпорации, охватывающие как локальные рынки, так и рынки многих стран, формирующие миссии бизнеса и проецирующие себя в будущее;
— региональные и федеральные правительства, тесно взаимодействующие с бизнесом на самых разных уровнях;
— законодатели, формирующие правовую базу бизнеса и деловую среду;
— средства массовой информации, которые оказывают огромное влияние на общественное мнение и отношение людей к предпринимательству и представителям бизнеса;
— предпринимательские ассоциации, союзы, деловые объединения, осуществляющие выработку правил саморегулирования бизнеса.
От того, каковы ценностные установки самих предпринимателей, во многом зависит качество производимых товаров и услуг, зарплата наёмных работников, взаимоотношения работодателей и производственного персонала. Бизнес с его ценностями и моралью во многом определяет уровень благотворительности в стране. От философских воззрений судебных и силовых органов зависит отношение к бизнесменам (которых, говоря словами поэта «должно резать или стричь»), к их поведению, показному потреблению.
Философия бизнеса помогает каждому участнику социально-экономических взаимодействий выверять собственную поведенческую линию, а также оценивать с этических позиций других участников сделок купли-продажи в позитивном или негативном ключе.
В отдельном вопросе мы рассмотрим такой крайний вариант, как полный отказ от частного предпринимательства в соответствии с подходами К. Маркса, который противопоставляет труд и капитал, бизнесмена и наёмного рабочего. К чему приводит подобная философия – сейчас хорошо известно, как ясно и то, что без предпринимательства богатых стран не бывает.
Из сказанного мы можем заключить, что философия бизнеса – предмет отнюдь не абстрактный. Это как раз, напротив, тот инструмент, которым пользуются все участники рынка, хотя и не все его так называют.