Вчера, на заседании Совета по науке и технике, произошло довольно неординарное событие – президент В. Путин внезапно обратился к главе Российской Академии наук Владимиру Фортову с вопросами о том, как попали чиновники в академики и членкоры, а также насколько это большие учёные.
По реакции Фортова, лепетавшего что-то невразумительное, и пытавшегося уйти от прямого ответа, было видно, что он был не готов к такому прямому (а тем более публичному) разговору. Но обострение ситуации назрело. Даже В. Путин, долгое время оберегавший и оправдывающий госслужащих (помните его известное выражение: «Вы знаете, как я бережно отношусь к кадрам!»), теперь начал терять терпение и пригрозил уволить новоиспечённых членкоров и академиков РАН, которые «не смогут выполнять рутинную административную работу».
О чём свидетельствует данный эпизод? На этот счёт есть две точки зрения. Первая из них заключается в том, что ничего особенного не произошло – просто президент страны ещё не остыл от встречи с членами ОНФ, происшедшей накануне. Жалобы на чиновников активистов Народного фронта заставили Путина так резко отреагировать на обычную подковёрную возню своих подчинённых. Иными словами, пар ушёл в свисток. Пошумели и забыли.
Вторая точка зрения иная. Её суть состоит в том, что В. Путин обозначил новый этап работы с чиновничьим всевластием и беспардонным нахальством. Дескать, обладая властью, могу быть и нуворишем, и предпринимателем, и академиком. А заодно пусть все знают, кто в стране главный. Нечто подобное мы помним из истории, когда Калигула привёл в римский Сенат своего коня и предложил законодателям сделать его сенатором.
Думаю, что президенту РАН В. Фортову после случившегося следует уйти в отставку – тем более, что возраст этого заслуженного академика уже достаточно почтенный.
Вполне возможно, что вчерашний инцидент может иметь и более глубокие последствия в части реорганизации РАН, трансформации Академии в более эффективный и компактный институт. Что же касается месиджа чиновникам, то пока он прозвучал поверхностно, и без продолжения всё тихо зачахнет. Неплохо было бы В. Путину сказавши «А» говорить и «Б», переходить к более решительным действиям в части реформирования административного аппарата, модернизации власти в целом.