Маркетологи заметили, что запахами можно существенно влиять на поведение человека. Особенно интересуются этим открытием специалисты по рекламе и торговле. Они утверждают, что запахи кофе и пива усиливают аппетит, побуждая людей увеличивать свой заказ в ресторане или кафе и брать больше продуктов с полок гипермаркетов. Приятные ароматы свежевыпеченного хлеба или только что приготовленной сдобы удерживают покупателей в магазине и стимулируют тратить дополнительные деньги. Запахи перечной мяты и грейпфрута усиливают концентрацию внимания, что может быть полезно при расплате на кассе перед выходом из магазина. Ароматы апельсина и лимона можно использовать для маскировки неприятных запахов — это легче, чем устранять их реальные причины.
Запахи воздействуют на самую древнюю часть нашего головного мозга — ствол, где находится так называемая лимбическая система, доставшаяся нам от далеких предков и ведающая инстинктами и эмоциями. Обонятельные ощущения через лимбическую систему могут действовать на поведение человека, минуя его разум, сознательный анализ ситуации. Активируемые запахом области мозга, кроме того, непосредственно связаны с центрами хранения памяти. Мимолетный запах может вызвать яркие воспоминания забытых, казалось бы, периодов жизни.
Поэтому во многих магазинах, ресторанах и офисах сейчас появились ароматизаторы — устройства, через которые в воздух выпускаются малые дозы тех или иных ароматических соединений, как правило, синтетических. При этом важно, чтобы запах держался ниже порога восприятия и действовал только на подсознание. С тех пор, как ароматизаторы появились, например, в одном из супермаркетов немецкого городка Кирхзееон, продажи овощей выросли на 30 процентов.