Город Воронеж известен в русской истории как колыбель российского военного флота, где Пётр Великий на самом излёте XVII столетия начал строительство корабельных верфей и боевых кораблей. Почти всё приходилось начинать с нуля – развивать всевозможные производства, учить людей навигации и корабельному делу, осваивать новые военные технологии. В ту пору из-за дефицита металла царь приказал снимать церковные колокола, плавить и отливать из них пушки. Тогда это вызвало большое роптание не только в церковных кругах, но и в российском обществе – Петра в те годы за глаза называли антихристом. Чтобы исключить общественное противостояние, Пётр I подчинил себе церковь через Святейший Синод.
Упомянули этот эпизод мы совсем не случайно, так как преемники царя-реформатора действовали аналогичным образом уже в советское время, бесцеремонно изымая у церквей ценное имущество, земли, здания и культовые сооружения.
Небезынтересна в данном ракурсе и культурно-промышленная история Воронежа, где здания церквей использовались под самые разные нужды – для размещения школ, под склады и даже как антирелигиозные музеи.
В советское время на небольшом по площади участке (в 3-4 кв. км) Левобережного района Воронежа оборудовали компактный комплекс транспортных предприятий. В послевоенное время по ул. Димитрова стал отстраиваться большой авторемонтный завод (ныне АО «172 ЦАРЗ»), который в конце Великой Отечественной войны (в 1945 г.) был образован на базе 309 отдельного ремонтно-восстановительного батальона и работал на хозяйственном дворе сапёрного подразделения. Здесь ремонтировались поступившие по ленд-лизу «Доджи», «Шевроле», «Виллисы» и отечественные ГАЗ-АА.
В нескольких сотнях метров от 172 ЦАРЗ по ул. Серафимовича располагался городской таксопарк №6 и пассажирское автотранспортное предприятие ПАТП-5. Чуть выше по улице Димитрова, 51, работал завод «Автозапчасть», который и будет находиться в фокусе нашего внимания.
Образовался завод «Автозапчасть» 19 марта 1949 года. Об этом факте написал в областной газете «Коммуна» директор предприятия Н. Панютин в статье «Завод-юбиляр» в 1969 году, когда «Автозапчасти» исполнилось 20 лет. Основным потребителем заводской продукции, как отмечал руководитель предприятия, являлось Всесоюзное объединение «Сельхозтехника».
С точки зрения экономической и корпоративной истории предприятий Воронежа завод «Автозапчасть» не вызывает большого интереса у исследователей. Понятно, что в суровое послевоенное время и период восстановления разрушенного Воронежа автотранспортным предприятиям требовались в большом количестве запасные части – поршни и поршневые группы (маслосъёмные и компрессионные кольца), пальцы и вкладыши коленвалов, прочие комплектующие – мелкие, но остро необходимые.
На их производстве и специализировался завод «Автозапчасть», поставляя свою продукцию воронежским и иногородним заказчикам. В частности, завод «Автозапчасть» был официальным поставщиком комплектующих для Заволжского моторного завода, изготавливал поршневые группы для автобусов ПАЗ, автомобилей ГАЗ, «Москвич», а также для двигателей «Волги».
Экономические и политические потрясения 1990-х годов отразились и на заводе «Автозапчать». Руководству предприятия пришлось переориентироваться с госзаказов на розничную торговую сеть, поставляя автозапчасти частным предпринимателям и на авторынки. Казалось, предприятие как-то адаптировалось к новым рыночным реалиям и даже стало строить на своей территории новое производственное здание.
Однако оптимизм новых собственников завода «Автозапчасть» оказался не вполне обоснованным. Вместе с увеличением количества личного автотранспорта и ростом спроса на запчасти на местные рынки пришли и зарубежные производители, а также поставщики из других регионов России, Китая, Азии и Европы. Конкуренция на рынках запчастей значительно выросла. К тому же подскочила и доля контрафактных изделий. Прежнего дефицита в оптовой и розничной торговле не было.
Выстоять и развивать производство можно было лишь при наличии инвестиций, внедрения нового оборудования и технологий. И теперь перед руководством и владельцами «Автозапчасти» встала во весь рост дилемма: либо продолжать упорную борьбу за долю рынка, либо просто продать застройщикам предприятие, благо что производственная площадка «Автозапчасти» находилась в хорошем месте, и девелоперы готовы были заплатить за неё немалые деньги.
В конечном счёте был избран второй вариант и в 2015 году строительная компания, выкупившая землю под заводом «Автозапчасть», начала работы по расчистке территории, демонтажу и сносу старых производственных зданий.
И тут произошло самое интересное. При подготовке к сносу здания цеха выяснилась неожиданная вещь – под слоем штукатурки и новодела проступили контуры старой церкви. Храм был серьёзно переделан; архитектуру культового здания сильно упростили, купол был снесён. Но всё же в облике даже переделанной и изменённой постройки чётко угадывались контуры церкви.
Удивлённые строители обратились за разъяснениями к администрации города, а также к учёным и краеведам. Чиновники доложили, что данный объект в списке исторических памятников не значится. А жители близлежащих высотных домов (до конца 1960-х годов здесь был, в основном, частный сектор) лишь недоумённо пожимали плечами, когда слышали о церкви, которую руководство Воронежской области когда-то превратило в цех завода «Автозапчасть».
Более точную информацию о церкви предоставили воронежские краеведы. Оказалось, что она называлась храмом Рождества Христова на Придаче. Вначале была построена деревянная церковь – это было ещё в 1680 году. Тогда это была окраина города и здесь находилось кладбище. Впоследствии церковь перестроили и это был уже каменный храм с куполом и колокольней в 30 метров высотой.
На стадии активной фазы борьбы коммунистической партии с религией когда были вскрыты мощи святого Митрофания (7 января 1930 г.), а главный храм города – Покровская церковь стала Антирелигиозным музеем (это произошло 13 апреля 1933 г.), из храма Рождества Христова сделали театр-клуб (в 1932 г.).
Но с развлекательным учреждением что-то не заладилось и храм отдали под промышленные нужды – из бывшей церкви сделали прядильную фабрику.
Великая Отечественная война открыла новую страницу в истории храма Рождества Христова. С 1944 года храм в очередной раз переделали – на этот раз под режимное общежитие — теперь в нём жили пленные немцы, которые осуществляли работы по восстановлению разрушенного Воронежа.
С 1949 года помещение многострадального храма переходит в собственность завода «Автозапчасть». На последующие полвека церковь Рождества Христова становится цехом, где производятся далёкие от духовной жизни изделия. Здесь, в замкнутом помещении без окон (см. фото выше) трудятся в течение десятилетий воронежские рабочие, ничего не подозревающие о первоначальном предназначении того места, где были установлены их станки и оборудование.
После первого шока от производственного цеха, оказавшегося церковью Рождества Христова, застройщики не стали настаивать на сносе этого сооружения. Они по этическим соображениям больше не настаивали на строительстве здесь многоквартирного дома – да и стали бы покупать в этом доме квартиры воронежцы? Прошло с тех пор около двух лет. Осквернённый храм стоит в полуразрушенном состоянии. На его восстановление нет денег ни у РПЦ, ни у местных властей. Остановлены проекты и по строительству здесь жилья. Станут ли в третий раз за историю существования храма Рождества Христова собирать деньги воронежцы – вопрос пока остаётся открытым.
Источники:
Панютин Н. Завод-юбиляр. — Коммуна. — 1969. — 23 мар.