Предпринимательство самым тесным и непосредственным образом связано с экономической свободой, которую мы будем понимать, как свободу от всевозможных ограничений внутреннего и внешнего характера. Очевидно, что чем меньше имеется обременяющих и стесняющих бизнес обстоятельств, тем легче индивидуальным и коллективным предпринимателям реализовывать на практике свои идеи, получать прибыль и удовлетворять запросы потребителей.
Наш краткий анализ начнём с рассмотрения внутренней свободы предпринимательства, которая включает в себя сферу производства идей, ментальных стереотипов и моделей, моральных запретов и табу. Мыслительные конструкции предпринимателей, а также людей их окружающих (характеризующих отношение к бизнесу), проецируются в реальные действия на поприще трудовых отношений, зарплатной политики, комфортности и безопасности труда, творчества, производственной дисциплины, качества продукции, помощи социально незащищённым людям, благотворительности и прочих факторов.
Здесь мы не можем обойти вниманием такую специфическую область, как свободу от моральных принципов. Для одних предпринимателей действует непреложное табу в экологических вопросах, на обман потребителей, изготовление контрафактной и некачественной продукции, применение мер недобросовестной конкуренции. Другие, напротив, освобождают себя от данных нравственных ограничений, считая, что прибыль превыше всего и ради барыша в 200-300% можно идти на серьёзные правонарушения (как тут не вспомнить выражение К. Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал за 300% прибыли).
К внутренней свободе предпринимательства относятся и такие моменты, как производство инноваций всех типов – продуктовых, организационных, управленческих, технологических. Способность по-новому увидеть будущее, понять роль и место перспективной разработки в системе производства, обмена и потребления – это тоже свобода предпринимательства, освобождение от шор повседневности, барьеров традиционного мышления, умение соединить научные достижения с бытом людей. Таким образом, свобода творчества, ментального и реального экспериментирования также является одним из базовых элементов свободы предпринимательства вообще.
Как особый вид внутренней свободы следует отметить возрастные ограничения, которые вольно или невольно примеряют на себя люди старшего поколения. На работе по найму, в государственных учреждениях, на службе в силовых структурах, в творческих профессиях, науке и образовании людям предпенсионного и пенсионного возраста начинают намекать, что пора уходить на покой, освободить место для более молодых сотрудников и т.д. и т.п. В итоге у человека с опытом появляются сомнения в своей полноценности, прежней конкурентоспособности, формируется обида, подавленность, стресс. А людей, достигших 50 и более лет, вообще с большим трудом принимают на хорошую работу.
От всего этого психологического гнёта свободен институт предпринимательства. Самозанятого человека, индивидуального предпринимателя, владельца малого, среднего и большого бизнеса никто уволить не может, он сам себе хозяин,свободен в своих поступках и решениях.
Что же касается внешней экономической свободы, то в этом случае речь идёт о коллективном мышлении, общих представлениях о справедливости, правилах коммерции, конкуренции, интересах государства и потребителей. Все перечисленные нами факторы и преобладающие ценности находят своё воплощение в законодательных нормах, касающихся предпринимателей и правил ведения бизнеса.
К внешним факторам по расширению экономической свободы можно отнести режимы наибольшего благоприятствования в торговле, образования территорий опережающего развития или свободных экономических зон, снижение налогов или таможенных пошлин, предоставление предпринимателям современной рыночной инфраструктуры, информационной и пиар-поддержки бизнеса со стороны властей, снижение административного давления.
К ограничениям свободы предпринимательства относятся, без сомнения, международные санкции, эмбарго, запреты на торговлю с какими-либо странами, регионами или компаниями.
Внешнюю экономическую свободу значительно легче оценить в количественном измерении, нежели внутреннюю (которая оценивается на основе опросов). Для этого применяются специальные индексы экономической свободы, которые рассчитываются ежегодно отдельными международными организациями и фондами. В такие индексы входит ряд показателей, к числу которых относятся: свобода торговли, налоговая свобода, свобода бизнеса, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений и ряд других критериев.
Личность предпринимателя. Предпринимательский образ мышления