Возможности электронного представительства в сети Интернет осваиваются не только профессиональными клубами и федерациями, но и отдельными спортсменами, которые используют персональные ресурсы для решения целого ряда коммерческих и коммуникационных задач.
Рассмотрим основные направления использования персональных сайтов атлетами и дадим им краткую характеристику (анализ соцсетей мы вынесем в отдельный раздел).
Осуществление общения и двусторонней коммуникации. Для спортсмена важнейшим элементом жизни является общение со своими почитателями, ценителями его таланта и своеобразия. Еще более значимо общение для болельщиков, которые всегда хотят задать своему кумиру какие-то вопросы, получить из первых рук информацию о каких-либо спортивных эпизодах или событиях.
До появления сети Интернет двусторонняя коммуникация спортсменов и болельщиков была весьма ограниченной и сводилась к написанию писем, телефонным звонкам или попыткам завязать разговор на улице. Из-за обилия писем и телефонных звонков известные спортсмены за короткий срок пресыщались таким видом общения, старались минимизировать контакты с назойливыми почитателями. Стремление фанатов во что бы то ни стало поговорить со своими кумирами, получить от них автограф или сфотографироваться с ними зачастую приводило к конфликтам. В результате нередко бывало так, что спортсмены раздражались и грубили своим поклонникам, а те, в свою очередь, обижались и становились недоброжелателями своих недавних кумиров.
С появлением у спортсменов персональных Интернет-ресурсов картина общения в значительной степени меняется. Выступая в роли виртуального собеседника, владелец сайта может регулировать периодичность и интенсивность общения, направленность диалога, тематику бесед.
Представленная на официальном сайте спортсмена точка зрения используется СМИ для репортажей и статей, служит основой для цитирования и комментариев. Фактически с помощью сайта спортсмен имеет возможность делать свою позицию по тем или иным вопросам публичной не только для аудитории Интернета, но и любых СМИ, а также широких слоев общественности.
В то же время с помощью сайта весьма удобно собирать отклики на какие-либо заявления спортсмена или произошедшие спортивные события. Поступившие в адрес атлета по электронной почте сообщения можно легко систематизировать, выявляя настроения в среде болельщиков. Хорошим вспомогательным средством для этого является Интернет-голосование, проводимое на страницах сайта.
Взаимодействие с рекламодателями, меценатами и спонсорами. Посредством персонального сайта спортсменам легче осуществлять деловые контакты с потенциальными рекламодателями и спонсорами. За счет такого рода взаимодействий и обоюдовыгодных договоров спортсменам удается существенно повысить свои личные доходы. При правильной организации работы со спонсорами и благоприятной рыночной конъюнктуре величина поступлений от рекламы и спонсорства превышает доходы от спортивной деятельности атлета.
Конечно, в большинстве случаев возможности спортсмена как носителя рекламы своих спонсоров ограничены, так как в соревновательный период и на тренировках многие виды рекламы резервируют за собой федерации по видам спорта и спортивные клубы. Однако некоторые виды рекламы – в первую очередь баннерной и другой Интернет-рекламы – всецело остаются в распоряжении спортсмена.
Давая согласие на использование своего изображения в определенном окружении, одежде конкретного производителя или с рекламой спортивных товаров, атлет решает для себя двуединую задачу:
— во-первых, за счет рекламы зарабатывает деньги;
— во-вторых, с помощью этой же рекламы увеличивает свою известность и узнаваемость, которые, в свою очередь, расширяют возможности увеличения будущей прибыли.
Разумеется, спортсмену чаще всего не хватает времени и компетентности для самостоятельного взаимодействия со спонсорами, меценатами и рекламодателями. Для составления условий договоров, представления информации на сайте нужны специалисты, которые делали бы это добротно и профессионально. Здесь требуется тесное взаимодействие спортсмена с его доверенными лицами – агентами и менеджерами, деятельность которых мы подробнее рассмотрим ниже. Сейчас лишь подчеркнем, что персональный Интернет-ресурс предоставляет атлету широкие возможности для конвертации его спортивной славы и известности в денежный капитал, в расширение коммерческих связей и опыта работы в бизнесе.
Установление контактов с бизнес-партнёрами. Деловые предложения, поступающие на сайт спортсмена, могут касаться не только вопросов рекламы и спонсорства. Это могут быть предложения по созданию совместного бизнеса (ресторанного, туристического, спортивного и т. д.), по написанию книги, по съемках в фильмах в качестве актёра, по участию в показательных выступлениях и мастер-классах.
При реализации любого из таких предложений Интернет-сайт оказывается весьма полезным и даже незаменимым инструментом. С его помощью можно осуществлять публичные предложения к неограниченному кругу лиц с деловыми предложениями по участию в разовых акциях или сотрудничеству на постоянной основе.
Сайт спортсмена может быть использован и в некоторых других целях – например, при продаже или бронировании билетов на показательные выступления или встречи с болельщиками и почитателями. Ныне практикуется и интернет-продажа через сайт принадлежащих атлету личных вещей, спортивной амуниции, вещей с автографами в благотворительных или коммерческих целях.
Помимо перечисленных функций, персональный сайт спортсмена выполняет ряд задач представительского и промоутерского характера. На Интернет-ресурсе спортсмена выставляются наиболее удачные фотографии, сделанные в моменты триумфальных побед, биография атлета, его спортивные достижения, сведения из личной жизни.
Нередко на персональных сайтах спортсмены помещают информацию о развитии «своего» вида спорта, комментарии о решениях федерации или заявления личного характера. В последние годы некоторые атлеты представляют на своих веб-ресурсах личные дневники (блоги), в которых отражают свои мысли, впечатления и воспоминания.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в будущем, с развитием IT-технологий, персональные сайты спортсменов будут претерпевать определенные изменения направленные, прежде всего, в сторону интенсификации бизнес-процессов. По мере развития платежных систем и совершенствования Интернет-торговли спортивные клубы и отдельные атлеты будут во все большей степени использовать их возможности, исключая из своей предпринимательской деятельности посредников и промежуточные звенья. Таким образом, Интернет-ресурсы спортсменов и спортивных организаций станут эффективным механизмом конвертации славы и известности в денежный капитал.