Организация советской биржи периода нэпа

Советские биржи

Советские биржи

Рассмотрение структуры и организации советской товарной биржи целесообразно начать с определения роли и места института биржи в социалистической экономике. При этом следует учесть, что трактовка биржи и ее задачи на этапе становления биржевого рынка (1921-1922 гг.) существенно отличалась от последующих определений, что отражало трансформацию взглядов на биржу советского правительства.

Первоначально биржи определялись как «самоорганизация торгующих», однако изданное через год Положение о биржах уже давало несколько иную трактовку – «организация торгующих предприятий и лиц». Товарная биржа, по разъяснению Комвнуторга от 18 января и 17 февраля 1923 г., признается учреждением общественным, которое осуществляет свои задачи в интересах общественных, действует на началах самоуправления, содержится на свои средства и устанавливает свою внутреннюю организацию согласно правилам утвержденного устава. В Положении о товарных и фондовых биржах отмечалось: «Как общественные организации, биржи объединяют и организуют торгующих на началах добровольности, в целях публичного совершения торговых актов, выявления спроса и предложения и товарных цен, изучения, упорядочения и облегчения товарооборота и связанных с ним торговых операций, представительства нужд и интересов торговли перед органами правительства и примирительного разрешения споров по торговым сделкам, зарегистрированным на биржах».

Для учреждения товарных бирж действовал разрешительный порядок. Биржи образовывались по инициативе заинтересованных организаций, учреждений и лиц с разрешения Наркомвнуторга соответствующей союзной республики. Фондовые отделы в составе товарных бирж учреждались постановлением Совета Труда и Обороны по представлению Наркомфина СССР совместно с Наркомвнуторгом СССР. В таком же порядке утверждались и их уставы. Более жесткие условия для фондовых отделов оговаривались законодателями и при ликвидации данных подразделений бирж. Если товарные биржи ликвидировались по постановлению общего собрания членов биржи, утвержденному Наркомвнуторгом СССР или соответствующей союзной республики (либо по распоряжению СНК союзной республики при СТО СССР), то ликвидация фондовых отделов могла быть произведена не только по постановлению общего собрания членов, утвержденного Наркомфином СССР, но и в порядке ведомственном, – по непосредственному распоряжению Наркомфина СССР или НКФ соответствующей союзной республики. Мотивируя необходимость подобной процедуры ликвидации фондовых отделов, К. Шмидт подчеркивал: «Такой порядок открытия и закрытия фондовых бирж и фондовых отделов объясняется исключительно своеобразным характером их деятельности, неуклонное наблюдение за которой в наших условиях со стороны НКФ диктуется основными началами нашей валютной политики, направленной к упрочению нашей червонной валюты и недопущению чисто спекулятивной биржевой игры с нашими и иностранными ценностями со стороны частных лиц».[i]

Высшим органом управления советской биржи являлось общее собрание членов биржи, которое устанавливало правила внутреннего распорядка биржи, рассматривало и утверждало правила проведения биржевых собраний, правила совершения биржевых сделок, утверждало инструкции, наказы и положения, разработанные биржевым комитетом.[ii]

Члены биржи созывались на общие собрания биржевым комитетом в очередном или чрезвычайном порядке: очередные собрания проводились четыре раза в год, чрезвычайные созывались по мере надобности биржевым комитетом или по требованию не менее 20 % общего числа членов биржи, или по требованию ревизионной комиссии, а также по предложению Комвнуторга.

Основу советской биржевой организации составляли члены биржи, которыми могли быть:

  • Государственные учреждения, государственные торговые, промышленные предприятия и их объединения;
  • Кооперативные товарищества и их объединения, уплачивающие промысловый налог не ниже третьего разряда по торговле и 5 разряда по промышленности;
  • Частные торговые и промышленные предприятия, уплачивающие промысловый налог не ниже 3 разряда по торговле и 5 разряда по промышленности.

Учреждения, предприятия и частные лица, желавшие вступить в члены биржи, должны были подать заявление в биржевой комитет, который мог предложить просителю предоставить данные, определяющие его торговое положение и права на вступление в члены биржи. В случае положительного решения биржевой комитет постановлял зачислить просителя в число членов биржи. Если биржевой комитет отказывал в приеме, то его решение могло быть обжаловано на общем собрании членов биржи. Юридические и физические лица, вступившие в члены биржи, должны были внести не позднее двух недель со дня объявления о состоявшемся их зачислении установленный членский годовой взнос и вступительный взнос. После уплаты взносов вновь принятый член биржи получал членский билет и право беспрепятственно посещать биржевые сессии в течение года.

Наряду с членами биржи к торгам допускались их уполномоченные представители, постоянные и разовые посетители. Постоянные посетители признавались таковыми по постановлению биржевого комитета и после внесения годовой оплаты. Разовые посетители принимали участие в торгах после уплаты единовременного взноса и с разрешения старшего маклера или дежурного члена биржевого комитета.

При входе в биржевой зал все посетители обязаны были регистрироваться. За отдельную плату (10 руб. в год или разовую плату) в биржевом зале посетителям биржи предоставлялись столики, где они могли выставлять образцы товаров, предназначенных к продаже. Все сделки, заключенные на бирже, в обязательном порядке регистрировались котировальной комиссией. Контрагенты сделок имели право требовать, чтобы сведения о сделках (за исключением наименования товара, его цены, срока и места сдачи) не оглашались, – о чем в таком случае делалось заявление маклеру, совершающему сделку.

Клиенты биржи заявляли спрос и предложение по какому-либо товару в различных формах: заявки принимались устно и письменно, а также по телефону и телеграфу. В заявках на спрос и предложение обязательно должен был указываться срок действия заявки. Без указания срока заявки последняя имела силу только в течение нескольких дней (на ВТБ – 3 дней).

До истечения срока заявки или досрочного снятия заявленного товара, клиенты биржи не могли самостоятельно, помимо биржи, производить продажу заявленного или предложенного товара.

В промежутках между общими собраниями членов биржи административные функции по управлению биржей осуществлял биржевой комитет – выборный орган, который состоял из председателя и членов комитета, на одного из которых возлагалась обязанность исполнять функции председателя в случае отсутствия последнего. Весь биржевой комитет избирался на один год общим собранием членов биржи и из их состава простым большинством голосов, явившихся на собрание членов.

Необходимо отметить, что на советских биржах общие собрания членов не всегда собирались регулярно, а если и собирались, то собрания в основном носили формальный характер, в связи с чем роль биржевых комитетов была на многих биржах весьма значительна. К. Шмидт отмечал этот момент следующим образом: «Что касается значения общих собраний в нашей биржевой практике, то необходимо признать, что оно невелико. Общие собрания, которые по мысли законодателя должны являться действительными хозяевами бирж, на практике в большинстве случаев подобной роли не играют. Как правило, почти все товарные биржи созывают общие собрания только раз в год для утверждения отчетов и выборов, и на некоторых биржах в 1923-24 г. в течение всего года не было ни одного общего собрания. Небезынтересно привести статистику общих собраний наших бирж за 1924-25 г.: на 8 биржах общих собраний совсем не было, на 37 было по одному собранию, на 28 – по два, на 11 – по три и только на 2 по 4».[iii]

В обязанности биржевых комитетов входили исполнительные, представительские и контрольно-хозяйственные функции. В частности, биржевой комитет исполнял постановления общих собраний членов биржи, осуществлял представительство биржи в сторонних организациях и учреждениях, проводил выборы президиума биржевого комитета, назначение маклеров, комиссий, представлял общему собранию отчет о проделанной работе, прибылях и убытках, о состоянии административно-хозяйственной деятельности биржи.

Обладая значительными полномочиями, биржевые комитеты советских бирж, тем не менее, не проявляли большой активности в работе. «Казалось бы, что обладая не только широкими полномочиями, но и фактически неограниченной свободой действий (ввиду пассивности общих собраний), – пишет К. Шмидт, – биржевые комитеты должны были бы с особым вниманием относиться ко всем вопросам, касающимся биржевой торговли. Однако на деле наши биржевые комитеты до сего времени (т.е. до начала 1927 г. – В.Г.) по своей малодеятельности и безразличию к работе биржи являются достойными соперниками выбирающих их общих собраний. Одним из показателей подобного отношения служит число проведенных ими заседаний за 1923/24 год: на двух биржах заседания биржевого комитета происходили реже одного раза в месяц, на 19-ти – два раза, на 15-ти – три, на 5-ти (Иркутской, Новониколаевской, Владимирской, Свердловской и Царицынской[iv]) – пять раз и на одной (Тифлисской) – шесть раз в месяц».[v] На большинстве бирж руководство деятельностью было передано в руки технических работников – секретарей, управляющих делами; на иных биржах повседневная деятельность никого не интересовала и тогда предоставленные сами себе биржи либо функционировали номинально, либо временно прекращали свою работу (как, например, Кирсановская биржа).

Пытаясь оживить деятельность биржевых комитетов, общие собрания членов биржи стали утверждать также и специальный административный орган – президиум биржевого комитета, избираемый из членов биржевого комитета. Президиум избирался в составе председателя и не менее двух членов его;  президиум биржевого комитета выполнял функции биржевого комитета между заседаниями последнего, предоставляя отчет о своей деятельности биржевому комитету на каждом его заседании.

Первоначально президиумы биржевых комитетов стали формироваться преимущественно на тех биржах, где большой численный состав биржевых комитетов внушал сомнения в его работоспособности из-за постоянного отсутствия кворума. Впоследствии количество бирж, имеющих президиумы биржевых комитетов, значительно расширилось и к середине 1926 г. их было уже 36.

Общие собрания членов биржи кроме выборов биржевых комитетов и утверждения состава президиума биржевых комитетов избирали также ревизионную комиссию. Состав ревизионной комиссии формировался из членов биржи и осуществлял свои полномочия один год. На ревизионную комиссию возлагались следующие задачи: проверка денежных отчетов и смет биржевого комитета и подразделений биржи, контроль за движением денежных средств, ревизия хозяйственной деятельности и отчетности биржи.

Не все благополучно было и с деятельностью ревизионных комиссий на советских биржах. Их формальное функционирование отмечалось и в официальных документах. Так, Наркомвнуторг СССР издал в феврале 1925 г. специальный циркуляр, в котором давалась следующая оценка работе ревизионных комиссий: «Из отчетов товарных бирж усматривается, что ревизионные комиссии осуществляют свои функции только раз в год, рассматривая и утверждая отчет».

Обобщая анализ работы структурных подразделений советских товарных бирж можно сделать вывод о том, что их деятельность в отсутствие живого экономического интереса носила формальный, показной характер и проводилась скорее для отчета перед вышестоящими органами, чем для нужд самих бирж. Эти негативные тенденции имели нарастающий характер и к 1927 г. достигли своего апогея.


[i] Шмидт К.А. Организация и практика биржевой торговли в СССР. – С.77.

[ii] С организационной моделью советской товарной биржи и формами участия в торгах подробнее можно ознакомиться в работе: Галкин В.В. История биржи в России: 3-е изд. – Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд-во, 2000. – С.120-128.

[iii] Шмидт К.А. Организация и практика биржевой торговли в СССР. – С.90.

[iv] Царицын – название г.Волгограда до 1925 г.

[v] Шмидт К.А. Организация и практика биржевой торговли в СССР. – С.94.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.