Ровно десять лет назад, 4 декабря 2007 года президентом России был подписан вновь принятый законодателями Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот правовой акт стал третьим по счёту за непродолжительный срок менее чем в 15 лет. Первыми были приняты Основы законодательства РФ о физической культуре и спорту, подписанные президентом Б. Ельциным 27 апреля 1993 года. После этого российский закон обновлялся еще дважды – в 1999 году был принят обновлённый закон о физической культуре и спорте, и в 2007 году, когда был принят закон третьего поколения.
С сожалением приходится констатировать, что Закон о ФиС от 2007 года получился у отечественных законодателей довольно фрагментарным и некачественным. Основное предназначение такого рода закона – дать чёткую регламентацию положений по основополагающим направлениям сферы двигательной активности и спорта – в первую очередь, по финансированию отрасли, разграничению профессионального и любительского спорта, поддержки спортивной науки, формированию национальной модели спорта, указанию преференций для массовых физкультурно-спортивных организаций, участвующих в приумножении российского человеческого капитала.
Особенно остро недостатки российского Закона о ФиС мы ощущаем теперь, в 2017 году, когда на нашу страну обрушился поток скандалов, дисквалификаций, клеветы, обвинений в мошенничестве и государственной поддержке допинга. И в этом немалая вина слабой правовой базы отечественного спорта. Как известно, во вводной части закона даже отсутствовала трактовка допинга, не было статей, регламентирующих ответственность за допинг атлетов, тренеров, спортивных руководителей (в том числе министра спорта и его первых замов). И только после ряда позорящих страну инцидентов президент Путин поручил летом 2016 года члену МОК Виталию Смирнову проработать вопросы дисциплинарной и правовой ответственности лиц, пойманных на применении допинга.
По-прежнему в российском Законе о ФиС ничего не сказано о спортивной статистике, которую должно вести Министерство спорта (в украинском, например, Законе о спорте такая обязанность на орган управления возлагается). Законодатель обошёл своим вниманием российскую спортивную науку, о которой наконец вспомнили в 2017 году (но идея о создании Центра российской спортивной науки на базе Сколково, о которой сообщил Шамиль Тарпищев, так и осталась пока на бумаге).
10-летний юбилей российского Закона о ФиС мы встречаем не в самом лучшем состоянии. Видимо, на этом поле предстоит ещё интенсивно поработать, засучив рукава.