Сегодня исполняется ровно 175 лет со дня рождения Петра Алекссевича Кропоткина. Именно в этот день — 9 декабря 1842 года — родился великий теоретик и практик анархизма, который посвятил всю свою жизнь развитию идей свободы и разработке основ создания нового, более справедливого общества. Его труды представляют и в настоящее время значительный научный интерес – причём, возможно, больший, чем в начале прошлого, сурового и революционного ХХ века.
Оставим в стороне основы теоретических построений Кропотина, на которых мы кратко останавливались выше. Выделим лишь одну из краеугольных категорий его этической концепции – понятие справедливости, которая по-прежнему занимает умы людей современного общества. Но точного ответа на вопрос, что такое справедливость, нынешние политики, экономисты и социологи по-прежнему дать не могут. Мнения в разных сообществах бытуют самые разные. Что же по этому поводу говорит мэтр анархизма?
Но мнению Петра Кропоткииа, справедливость — это выражение равенства. В работе «Нравственные начала анархизма» Кропоткин указывал: «Равенство во взаимных отношениях и вытекающая из него солидарность — вот самое могучее оружие животного мира в борьбе за существование. Равенство — это справедливость». Кропоткин рассуждал, что справедливость — это сознательное взаимное ограничение свободы одного индивида свободой другого, следовательно, равенство является гарантом социальной возможности для каждого индивида. Кропоткин подчёркивал: «Основой всякой нравственности должна быть идея Равенства, ставшая агрессивной, а не просто пассивной добродетелью. Оттого держалось и держится рабство, что отпор порабощению не возведён в агрессивную обязанность. Точно так же не будет международности, пока каждый не признает своей священной обязанности (как признавал Гарибальди) «опоясать меч» и идти на защиту всякой угнетённой народности». Пётр Алексеевич считал доказанным, что благосостояние и счастье народа, класса, социальной группы не могут быть основаны, даже временно, на угнетении других народов, классов, рас. Следовательно, счастье человечества приближается по мере исключения несправедливости.
По-видимому, Кропоткин был бы сильно удивлён тому, что в начале XXI века всё так же несправедливость господствует в его собственной стране. Капитализм, с его скотским эгоизмом и эксплуатацией, возведён в ранг лучшего общественного устройства. Современные рыночные подходы, которым Кропоткин противопоставлял инстинкты взаимопомощи и справедливости, признаются большинством общества как высшее достижение демократии и прогресса. Всё так же правительство обладает монополией на насилие и активно пользуется своим правом принуждать, запрещать, указывать.
Занять лидирующие позиции в мире, преодолеть санкции и холодную войну России помогут свобода индивидов и предпринимательства, малый бизнес и кооперация, которым Кропоткин уделял важнейшее значение.