Определение стратегического развития физической культуры и спорта на ближайшие 10-15 лет является первым этапом в процессе долгосрочного планирования развития отрасли. На этом этапе определяются концептуальные подходы к системе физической культуры и спорта в стране, устанавливаются цели и выделяются необходимые ресурсы. При этом весь комплекс планируемых мероприятий и выделяемых ресурсов увязывается с общей стратегией развития страны, с возможностями экономики и общества.
Иными словами, должен выдерживаться принцип системности, когда стратегии развития всех отраслей народного хозяйства представляют собой не разнородный конгломерат, а единую композицию, где все запланированные меры подкрепляются соответствующими ресурсами. В противном случае реализация отдельных стратегических планов ставится под вопрос, а вместе с тем недостижимыми становятся цели общей государственной стратегии.
Возможности любой страны мира не являются беспредельными. Эти возможности ограничиваются финансовыми, людскими, материальными и прочими ресурсами. В свою очередь, указанные ограничения находят свое отражение в бюджетах всех уровней – в муниципальных, краевых, областных, и, наконец, в федеральном бюджете. Общий уровень доходов и расходов государства ограничивает реализацию всех стратегических планов по отраслям народного хозяйства. Это положение означает, что если какая-либо отрасль получает большее финансирование (а, значит, потребляет больше ресурсов), то другие отрасли финансируются в меньшем объеме, что ограничивает их возможности ускоренного развития.
Здесь, однако, необходимо отметить, что подобная жесткая зависимость в части государственного финансирования характерна лишь для отдельных отраслей – тех, которые не имеют внутренних источников дохода. Речь идет о таких государственных институтах, как армия, правоохранительные органы, судебная система. В других же отраслях, к числу которых относится физическая культура и спорт, такие возможности имеются. Поэтому финансированием за счет бюджетных средств отрасль физкультуры и спорта не ограничивается; в ней содержится большой потенциал самофинансирования. Это обстоятельство также учитывается при составлении планов развития физической культуры и спорта на всех уровнях.
Указанные нами два параметра – величина бюджетного финансирования и уровень самофинансирования – являются исходными параметрами для перспективного планирования всего комплекса мероприятий в сфере физкультуры и спорта – строительстве новых спортсооружений, поддержке профессионального спорта, содержании системы физкультурно-спортивного образования, финансирования ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и других спортивных организаций. При этом государство может влиять на оба параметра:
а) по линии прямого бюджетного финансирования, выделяя денежные средства на конкретные статьи расходов;
б) по линии косвенного финансирования, регулируя величину налогов на физкультурно-спортивную деятельность и спортивный бизнес. Используются также инструменты льготного кредитования и субсидирования сферы физической культуры и спорта, которые представляют собой весьма эффективные формы косвенной поддержки.
Управление физической культурой и спортом с помощью бюджетного и внебюджетного финансирования осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Если какой-либо субъект федерации считает общую стратегию развития физической культуры и спорта в стране недостаточно для себя адекватной, то он может разработать собственную стратегию, которая расширяет и дополняет общегосударственную. Однако для этого требуются дополнительные финансовые и материальные ресурсы, которые региональные или муниципальные власти должны изыскивать самостоятельно, за счет внутренних источников.
Наглядным примером в данном вопросе является такой субъект федерации как город Москва. Имея в своем распоряжении значительные финансовые, кадровые и иные ресурсы, московские власти существенно дальше других субъектов федерации продвинулись вперед. На базе разработанного закона Москвы «О физической культуре и спорте» и долгосрочной стратегии развития физкультуры и спорта в городе, исполнительная и законодательная власти смогли создать благоприятные условия для развития практически всех форм физической активности. Закон о физической культуре и спорте города Москвы устанавливает для объектов физкультурно-спортивного назначения льготы по налогам и коммунальным платежам, фиксирует социальную значимость физкультуры и спорта, гарантирует массовому, оздоровительному и инвалидному спорту финансовую поддержку из местного бюджета. Такая дальновидная политика приносит свои плоды – физкультура и спорт в Москве развиваются динамично и эффективно, в полном соответствии с избранной стратегией.
Перспективное и текущее планирование своей деятельности осуществляют не только государственные структуры, отвечающие за физическую культуру и спорт на федеральном и региональном уровне, но и иные спортивные организации, ведущие свою работу автономно, на принципах самофинансирования и саморегулирования. К данной группе субъектов относятся объединения профессиональных спортсменов (лиги, союзы, федерации) и вся индустрия спортивного бизнеса. Эти участники сферы физической культуры и спорта планируют свою деятельность на несколько иных принципах.
Определяющим мотивом в деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций является получение прибыли. Но получать повышенную прибыль можно лишь за счет расширения количества и качества предоставляемых продуктов, внедрения новых технологий и форм работы с клиентами. Этот фактор лежит в основе стратегического планирования коммерческих предприятий физкультурно-спортивной направленности, за счет него происходит расширение бизнеса, вовлечение в него новых людей, приобщение их к ценностям спорта и здорового образа жизни. Причем следует отметить, что, несмотря на различие в целях и стимулах профессиональной деятельности, и государственные, и коммерческие структуры имеют во многом совпадающие задачи (см. рис.1). И те, и другие заинтересованы в увеличении численности людей, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни, в снижении налогов на физкультурно-спортивную деятельность, в создании благоприятных условий для занятий спортом, в увеличении количества рабочих мест в сфере физкультуры и спорта.
Общие интересы подразумевают координацию усилий в системе планирования и управления физической культурой и спортом. Государственные управленческие структуры, действуя в тесном контакте с представителями спортивной индустрии и спортивного бизнеса, вырабатывают совместные планы и программы, в которых прописывается определенное распределение функций и обязанностей сторон, устанавливается их компетенция и условия функционирования, сроки исполнения мероприятий и источники их финансирования. Таким образом, управление физкультурно-спортивными событиями происходит более упорядоченно и согласованно, с минимальным количеством недоработок и срывов.
Новая форма управления физической культурой и спортом, в которой государство объединяет свои усилия со спортивным бизнесом, более эффективна и менее затратна, нежели чисто государственное управление. Преимущества данной системы управления имеют очевидный характер. Во-первых, в новых экономических условиях государство, не имеющее возможности в полном объеме финансировать физическую культуру и спорт, передает часть управленческих и организационных функций коммерческим структурам, которые на условиях самофинансирования и самозанятости поддерживают достаточный уровень развития массового и профессионального спорта. Иными словами, при уменьшении доли государства на рынке физкультурно-спортивных услуг происходит не его схлопывание, а лишь передача определенных функций коммерческим спортивным организациям.
Вторым преимуществом данной системы организации физкультуры и спорта в стране является адаптация ее под рыночные условия, под реальные запросы и финансовые возможности потребителей. В рамках такой системы ресурсы направляются туда, где они востребованы и обеспечены платежеспособным спросом. В подобной системе взаимоотношений спортивному бизнесу выгодно осваивать разноплановые (в том числе дорогостоящие и элитные) виды спорта и физической активности, которые государство не финансирует в принципе.
Конечно, в системе совместного управления физической культурой и спортом имеются и свои слабые места. Так, например, снижение прямого финансирования со стороны государства означает известную утрату «командных высот» и директивных функций. Руководители государственного управленческого органа уже не могут давать прямых указаний спортивным федерациям или представителям спортивного бизнеса. Однако это обстоятельство не является непреодолимым препятствием. При изменении стиля работы, при замене командных методов на кооперацию и сотрудничество, новая система управления может дать весьма положительные результаты, которые с лихвой превзойдут ныне существующие.