Проведение качественных спортивных мероприятий и праздников – многоступенчатый процесс, который подразделяется на ряд этапов. Вначале формируется замысел того или иного спортивного события, обсуждаются его направленность и участники. Далее прорабатываются элементы и продолжительность спортивного мероприятия, намечается необходимый реквизит, спортивный инвентарь, процедуры судейства и определения победителей в тех или иных номинациях, определяются призы и церемонии награждения призёров. Стадия нэйминга, то есть названия самого спортивного мероприятия и его составных элементов может быть определена на начальной стадии и уточняться в процессе подготовки события. То же самое мы можем сказать и о эмблеме, графическом образе (торговой марке) спортивного праздника или иного проводимого события, о стикерах, сувенирах, значках, атрибутике, дипломах, грамотах, кубках.
На предзаключительном этапе планирования изучаются и уточняются финансовые вопросы – такие, как стоимость мероприятия, участие волонтёров, затраты на оборудование, страховки, реквизит, обеспечение безопасности и медицинского персонала и т.д. И, наконец, на финальном, заключительном этапе, который иногда не учитывается, подводятся итоги спортивного ивента, оценивается его эффективность по каким-либо критериям культурно-педагогического, медико-профилактического, экономического, развлекательного, воспитательно-патриотического, рекламно-пропагандистского характера.
При всей важности планирования и бизнес-планирования спортивного мероприятия нельзя не отметить, что главным его компонентом всё же остаётся организационно-творческая часть ивента, его содержательное, образное наполнение, драматургия, особая атмосфера проведения. А это уже во многом зависит от сценария спортивного мероприятия, таланта его авторов и постановщиков (часто выступающих в одном лице).
Учитывая повышенную значимость сценариев для спортивных мероприятий и праздников, остановимся на этой теме более подробно.
Сценарии спортивных мероприятий и праздников формируются исходя из следующих факторов:
А) возраста участников (дошкольники, школьники, студенты, родители с детьми, работники предприятий и организаций, ветераны, пенсионеры);
Б) степени подготовленности контингентов (не имеющие базовой физической подготовки, начальной или средней подготовленности, учащиеся спортивных школ, профессиональные атлеты, танцоры, чирлидеры и проч.);
В) направленности мероприятия или праздника (развлекательное событие, образовательное, патриотическое, воспитательное, культурно-историческое, мемориальное, посвящённое памятной дате, событию или конкретной персоне);
Г) финансовых ресурсов (стоимости аренды помещений, оборудования, атрибутики, сувениров, спортивного инвентаря, призов для победителей и проч.).
Д) требований безопасности, привлечения медицинского, технического персонала, тренеров, инструкторов, осветителей, хореографов, музыкального сопровождения.
В зависимости от масштаба и стоимости спортивного мероприятия (праздника) могут быть реализованы два варианта проведения:
- Самостоятельное написание сценария и его практическое осуществление;
- Привлечение к написанию сценария и к подготовке участников третьих лиц (экспертов, профессиональных организаторов из числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц);
- Комбинированный вариант (заказ сценария на стороне, подготовку участников по авторскому сценарию, привлечение спонсоров, СМИ, реклама по различным каналам и т.д.).
Наиболее распространёнными типами сценариев для спортивного мероприятия (праздников) являются 6 базовых типов (см. схему на рис.1).
Для малышей из детских дошкольных учреждений наиболее целесообразным будет выбор по мотивам сказок. Сказочные персонажи позитивно воспринимаются детьми, не травмируют их психику, создают неподдельный интерес.
Другой тип спортивных ивентов для студентов и взрослых людей может проводиться на базе каких-либо видов спорта – бильярда, боулинга, игровых видов (мини-футбола, волейбола), зимних видов спорта, плавания, гребли и т.д.
Всё большую популярность приобретают спортивные мероприятия на основе квестов, поиска чего-либо, спортивного ориентирования.
Не менее популярны ныне спортивные праздники, основанные на литературных произведениях, кино, исторических реконструкций, местных фестивалей и праздников