Мы можем этого не замечать, но экономическая жизнь вокруг нас полна информационных пробелов, которые сознательно сохраняются и поддерживаются многими участниками рынка. Производители и продавцы продукции стараются не разглашать данных о прибыльности и рентабельности своих деловых операций, неохотно говорят о деталях коммерческих контрактов, выгодных местах торговли, помалкивают о структуре доходов, способах привлечения клиентов. Что это? Необоснованная подозрительность, перестраховка или реальная опасность потери доходов от копирования или происков конкурентов? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Допустим, идём мы по улице — перед нами находится аптека. Если мы зайдём туда и спросим продавцов, какова себестоимость того или иного препарата, то не получим внятного ответа, поскольку персоналу аптеки просто неизвестно — в какие деньги обходится производителю тот или иной аппарат. О величине торговой наценки продавцы знать могут — но вряд ли об этом скажут случайному посетителю.
Идём дальше, заходим в турагентство. Стоимость туров по внутренним маршрутам или за рубеж нам подскажут менеджеры компании, но какова их доля дохода в общей сумме — секрет, конфиденциальная информация. И такое положение существует буквально везде — в системе производства товаров, оказания услуг, в строительстве, на транспорте, в индустрии развлечений и торговле. И даже от управляющих компаний и предприятий-монополистов население России уже несколько десятилетий не может добиться недвусмысленного ответа — какова себестоимость жилищно-коммунальных услуг, производства и поставки электроэнергии, газа, горячей воды. То же самое мы можем сказать о базах данных клиентов, структуре посещаемости вебсайтов, о доходах бизнесменов и руководителей государственных структур, чиновников, актёров, спортсменов, представителей шоу-бизнеса. Широкой общественности неизвестны доходы и расходы на рекламу игроков рынка, эффективность спонсорства, пиар-мероприятий, промо-акций.
Проблемы сохранения своих технологических секретов жизненно важны для предприятий разных отраслей и форм собственности. Обеспечение коммерческой тайны в неприкосновенности – одна из главных предпосылок сохранения и успешного развития бизнеса в будущем. Однако это – лишь общий посыл, рыночная аксиома, без конкретного наполнения организационно-управленческими мероприятиями, без заданных алгоритмов и планов действия. Остается невыясненной проблема – как обеспечить режим коммерческой тайны, и какова цена данного вопроса.
Необходимо отметить, что универсальных решений, удовлетворявших собственников любого бизнеса, не существует. Различия в технологиях, сферах деятельности, национальных законодательствах не позволяют создать единый механизм обеспечения экономической безопасности, пригодный для всех. В то же время можно выделить ряд общих принципов, знание которых облегчает создание индивидуальных систем безопасности бизнеса и обеспечения режима коммерческой тайны.
На первом этапе руководством фирмы или индивидуальным предпринимателем рассматривается вопрос о наиболее уязвимых, с точки зрения защиты коммерческой информации, секторов бизнеса. Такими секторами являются:
- В сфере бизнеса высоких технологий (high tech) – способы и рецептуры производимой продукции, добавки и ингредиенты, улучшающие качество изделий. Это могут быть программные продукты и методы обработки информации, компьютерные модели и средства автоматизации производственных процессов, устройства и приборы, работающие на новых принципах или неизвестных ранее эффектах;
- В сфере сервиса, банковского дела и страхования – базы данных, содержащие сведения о клиентах и партнёрах, их финансовом состоянии, активах, текущей и будущей платёжеспособности. Не подлежат огласке данные о способах работы с клиентами, об устройстве и принципах функционирования платёжных систем, паролях и кодах доступа к счетам, способах кодирования и шифрования коммерческой информации, маршрутах перемещения и хранения денежных средств;
- В сфере традиционных производств – системы охраны предприятий (расположения пунктов контроля, их технического оснащения, способов отключения систем сигнализации и блокировки), финансовая и маркетинговая информация, данные о переговорах и предполагаемых заказах, крупных покупках или продажах активов, сведения о зарплатах сотрудников, о величине премиальных выплат и проч.
Вместе с секторами возможной утечки конфиденциальной информации определяется и круг лиц, потенциально заинтересованных в получении такого рода данных. Обычно в него входят:
— конкурирующие предприятия, производящие аналогичные продукты или товары-субституты;
— лица, планирующие открыть собственный бизнес в данной сфере или близкой к ней по направленности и составу клиентов;
— сотрудники фирмы, недовольные своим служебным положением, уровнем оплаты труда, вступившие в конфликт с начальством. Знание технологических секретов фирмы может сделать этих сотрудников весьма опасными врагами предприятия. Предпринимательской практике известно немало случаев, когда обиженные или уволенные работники разрушали бизнес своего прежнего работодателя или приносили ему крупный ущерб (так, например, уволенный программист одного из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий на несколько дней парализовал конвейерное производство путём изменений и порчи программного продукта);
— представители спецслужб и частных детективных агентств, желающие заработать на продаже коммерческой тайны фирмы её конкурентам или иным заинтересованным лицам;
— криминальные структуры. Знание конфиденциальной информации даёт возможность преступникам поставить предприятие под криминальный контроль, осуществлять шантаж и вымогательство в отношении руководства компании и её работников.
После прохождения этапов выделения секторов закрытой информации и определения круга лиц, заинтересованных в раскрытии коммерческой тайны, руководство предприятия переходит к третьему этапу, связанному с ознакомлением и разъяснением персоналу сути вводимых мероприятий.
Этот этап может показаться непосвященным людям мало-значительным и необязательным. Однако это грубая ошибка, которая ведет к серьезным негативным последствиям. Здесь имеется несколько аспектов:
— во-первых, введение режима секретности и ограничения доступа к информации всегда чревато домыслами, слухами и догадками. На этой почве взращиваются самые изощренные фантазии и подозрения, которые, в свою очередь, порождают недоверие и чувство разобщенности. Так, например, засекречивание информации о рецептурах и ингредиентах продукции рождает подозрение в использовании вредных, генетически модифицированных компонентах, которые подрывают здоровье и вызывают раковые заболевания. Засекречивание информации об уровне оплаты труда сотрудников порождает взаимное недоверие и даже враждебность;
— во-вторых, ограничение информационной прозрачности, транспарентности фирмы, снижает уровень доверия к ней со стороны внешних инвесторов и потребителей. Засекречивание направлений научных исследований, новых конструкторских и технологических разработок, делает непонятными перспективы предприятия, а, стало быть, затрудняет его рыночную оценку. Кроме того, за режимом секретности могут скрываться налоговые и экологические нарушения, злоупотребления финансового характера;
— в-третьих, введение мер безопасности удорожает процесс производства, увеличивает себестоимость выпускаемой продукции. В определенной мере повышение уровня безопасности бизнеса снижает конкурентоспособность поставляемых на рынок изделий. Руководству фирмы следует разъяснить персоналу, что это мера вынужденная; отказ от соблюдения режима коммерческой тайны может обойтись предприятию гораздо дороже, чем оплата труда работников службы безопасности и закупка специального оборудования.
Помимо заявленных тем и соответствующих разъяснений, руководители предприятия обращаются к персоналу с просьбой соблюдать режим конфиденциальности там, где это необходимо, с пониманием относиться к применяемым мерам безопасности.