Современный семейный бизнес – весьма объёмное и многогранное явление, которое не остаётся статичным, меняя со временем своё смысловое, экономическое, культурное и правовое значение. В чём же состоят эти изменения и в чём это конкретно выражаются? Так ли это значимо с хозяйственной, статистической, организационно-управленческой и всех прочих точек зрения? Думается, что важно — для понимания природы семейного предпринимательства, его границ, тенденций развития этого мирового феномена.
Начнём с определения семейного предпринимательства и семейного предприятия. Казалось бы, что здесь непонятного и сильно изменчивого: семейный бизнес – это совместная предпринимательская деятельность членов семьи, осуществляемая в рамках небольшого (семейного) предприятия. Но это лишь на первый взгляд. Некоторые трудности возникают уже при анализе семейного бизнеса в Древнем Риме, где основой всей коммерческой деятельности выступала фамилия, которая не была традиционной большой семьёй в том значении, каковой мы её представляем сейчас. Фамилией в эпоху Римской империи называли семейную корпорацию, в которую входили кровные родственники, усыновлённые и удочерённые члены семьи, вольноотпущенники и рабы, численность которых могла измеряться десятками и даже сотнями человек. Возглавлял семейную корпорацию в Древней Греции и Риме глава семейства (греч. kirios, лат. pater familias), который имел все права на собственность семьи – в том числе на средства производства, торговые помещения, запасы продуктов и товаров, рабов-ремесленников и прислугу, земельные наделы и всё прочее.
Нам сейчас может показаться невероятным тот факт, что фамилия в античном Риме представляла собой не только экономическую, но и культовую, религиозную автономию. Члены семейной общины поклонялись своим домашним богам (до сих пор мы говорим «возвращаемся к родным пенатам», почти не помня, что пенаты – это боги домашнего очага). В семейно-культовую общину входили члены фамилии, подчинявшиеся хозяину дома – жена, дети, рабы, близкие и дальние родственники, а также принятые в семью лица, не имевшие кровных связей. Показательным фактом в этой связи является то обстоятельство, что в Древнем Риме получил развитие институт усыновления императоров – если до 1-го века существовало династическое наследование трона, то начиная с периода правления Нервы (96 г.) и до времён Антонина Пия (181 г.) императоры предпочитали выбирать себе наследника через усыновление. Траян, Адриан, Марк Аврелий и другие исторические персоны были усыновлёнными императорами.
Мы не будем входить в подробности рассмотрения фамильного предпринимательства в эпоху античности, хотя это очень интересный и познавательный вопрос (желающих прочитать об этом больше отсылаем к статье Семейный бизнес в экономике античности). Отметим лишь, что даже в эпоху античности слово «семейный» или «фамильный» не означало кровного родства.
Но и в настоящее время простую и всеми принимаемую формулировку семейного бизнеса дать непросто, поскольку процесс трансформации семьи и семейных отношений отнюдь не закончен. На конец 2019 года 29 стран мира официально признали однополые браки. Для многих правовых систем стал обыденным термин «гражданский брак», то есть совместное проживание супругов без юридического оформления брачных отношений. В последнем случае за супругами признаётся право наследования (не только имущества, но и бизнеса), когда люди живут вместе продолжительное время.
В современной российской практике существует и эмоционально-критическое понимание термина «семейный бизнес», когда речь идёт о государственных и муниципальных предприятиях, вузах, НИИ и клиниках, которые переходят во владение от отца к сыну, несмотря на свой официальный, совсем не семейный статус. Ведущим фактором в данном контексте следует считать кумовство, непотизм, лояльное отношение к этому вопросу со стороны власти.
Не вполне очевиден вопрос участия членов семьи в капитале и управлении предприятием. В каком случае бизнес считать семейным – когда компания полностью контролируется той или иной семьёй, или, скажем, когда паи или акции распределены между несколькими семьями? Или, например, контрольный пакет акций принадлежит какой-либо семье, а остальная часть бумаг котируется на бирже или принадлежит множеству миноритариев. Иными словами, должен ли кто-либо из членов семьи работать на данном предприятии или достаточно быть собственником значительной части активов компании?
Несомненно, вопросов и неясностей здесь может быть много. Для определения понятия «семейный бизнес» нам придётся вводить формулировки, трактующие это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле под семейным бизнесом в экономической практике понимается любое предпринимательское начинание, предприятие или государственное учреждение, контролируемое семьёй (группой родственников). В узком смысле «семейный бизнес» понимается как небольшое по размеру предприятие, где собственниками, работниками и менеджерами выступают люди, связанные узами родства (в том числе разных поколений). Имеет право на существование и подход на основе материальной и финансовой помощи, деловых советов, передачи опыта и технологических секретов, подключение коммерческих и административных связей родственников – ведь это тоже периодическое или регулярное участие в бизнес-процессах на основе родства.
Столь обширное понимание семейного бизнеса как экономического явления делает статистические подсчёты в этой области весьма приблизительными. Если подсчёты вести по методике узкого толкования, то можно говорить о доле в 10-15% семейного бизнеса в мировом предпринимательстве. Если же использовать широкое понимание семейного бизнеса, то его доля расширяется в 2-3 раза. Так, в 2019 году состояние 10 богатейших семейных кланов России, по данным Forbes, оценивалось в 25,3 млрд. долл. Всего же семейный бизнес в нашей стране может осуществлять контроль над тремя четвертями экономики.