Старейшее воронежское издание – газета «Коммуна», — испытывает большие финансовые сложности и может быть продана Правительству Воронежской области, сообщает агентство бизнес-информации Абирег Пока определённого решения не принято, но как вариант рассматривается выкуп 100% долей компании, которой принадлежит издание. По данным Kartoteka.ru, юридическое лицо газеты ООО «Редакция газеты «Коммуна» принадлежит девяти журналистам-основателям. 20% находится в собственности главного редактора Виктора Руденко, остальное в равных долях распределено между его партнёрами.
Вспомним основные вехи 102-летней истории «Коммуны», которая изначально называлась иначе. 20 мая 1917 года газета «Воронежский рабочий», издававшаяся с апреля 1917 года, впервые вышла как печатный орган воронежских большевиков. Редакцию газеты возглавил тогда Николай Николаевич Кардашёв (его именем теперь названа одна из улиц Воронежа). Не раз в дальнейшем менялось название главной партийной, коммунистической газеты города и края. Позднее газета была переименована в «Воронежскую коммуну». А с 6 июня 1928 года она стала выходить под названием «Коммуна» в связи с образованием Центрально-Чернозёмной области. После образования ЦЧО главную областную газету уже нельзя было называть воронежской, так как новое территориальное образование включало несколько областей — 14 мая 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании на территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний Центрально-Чернозёмной области с центром в городе Воронеже.
В советские годы «Коммуна» была главной областной газетой, публиковавшей различные материалы политического, экономического и культурного характера. Из неё же воронежцы черпали сведения о международном положении, о решениях местных партийных и советских органов, о местных событиях. Предоставляла «Коммуна» свои страницы и для критических замечаний граждан, указывающих на те или иные недостатки.
Поскольку газета «Коммуна» принадлежала областным властям, её редакции не приходилось волноваться о величине тиражей и прибыли от продаж. Дела газеты шли неплохо, её журналисты и редакторы были уважаемыми людьми, с мнением которых считались в медийной и общественной среде.
Финансовое положение «Коммуны» впервые пошатнулось с распадом СССР и переходом к рынку. И если ранее, в период горбачёвской перестройки, вновь появившиеся издания лишь частично оттягивали читательскую аудиторию, то в начале 1990-х проблемы обострились. Мало того, что институт подписки на газеты разваливался на глазах, так ещё огромная инфляция мешала работать на рынке реализации.
И совсем стало худо тогда, когда появились интернет-издания, постепенно вытеснявшие бумажные газеты. После того, как областная администрация отказалась от финансирования «Коммуны», газета перешла в частные руки – то есть редакционному коллективу. Произошло это в 1996 году.
В течение последующих лет редакция под руководством Виктора Руденко пыталась активизировать работу газеты в онлайне. Но трафик в 2015-2018 гг. упорно держался на уровне 1,5-2 тысячи посетителей и никак не хотел расти.
В конце концов редакции пришлось пойти на замену сайта и дизайна в конце 2018 года. Но это не спасло положения: трафик вырос, но совсем немного – до 2,5-3 тысяч посетителей в сутки. Для сравнения: основные онлайновые СМИ Воронежа имеют трафик на порядок больший (а издание «Моё» — примерно в 20 раз больший). По итогам 2017 года, выручка «Коммуны» составила 19,7 млн рублей против 21,9 млн рублей годом ранее. По сравнению с 2016-м снизилась и чистая прибыль – с 203 тыс. до 122 тыс. рублей.
Отчаявшись бороться с более успешными и продвинутыми изданиями, газета «Коммуна» решила обратиться к властям с просьбой о выкупе. Возможно, Правительство Воронежской области выкупит издание за небольшие деньги. Правда, не вполне понятно, что оно потом будет делать с «Коммуной». Брэнд газеты сильно устарел и подзавял, вряд ли он стоит приличных денег. Хотя, конечно, ООО «Редакция газеты «Коммуна»» могли бы выставить сайт на продажу на специализированную биржу Telderi.ru. Не исключено, что на аукционе за Communa.ru кто-то мог бы дать и миллион-полтора.
В случае, если Правительство Воронежской области откажется от покупки (а, вероятнее всего, так и произойдёт, поскольку ещё один веб-ресурс чиновникам просто не нужен), у редакции «Коммуны» появится реальный шанс проверить, какова рыночная цена издания. В 2007 году аналогичным образом прекратила своё существование известная торговая марка Центально-Чернозёмного книжного издательства, которая, как оказалось, никого не заинтересовала.