Широкое поле для недобросовестной конкуренции создает специфика акционерного дела. Выражается это, прежде всего в том, что публичные корпорации (открытые акционерные общества) в целях привлечения внешних инвестиций продают свои акции всем желающим их купить. Ранее мы отмечали, что корпорации эмитируют (выпускают в обращение) два основных типа акций – простые, которые дают возможность их обладателям получать дивиденды и участвовать в управлении корпорацией, и привилегированные акции, по которым выплачивается фиксированный дивиденд, но право голоса отсутствует.
Таким образом, покупая простую акцию, инвестор получает право и на получение дивиденда и на участие в управлении данной компанией. Так как важнейшие решения, определяющие пути развития корпорации, принимаются на общем собрании акционеров простым большинством голосов, то естественно, что при условиях, когда одна простая акция дает один голос, контролировать ту или иную корпорацию позволяет пакет акций, составляющий 50 % акций плюс одна акция (контрольный пакет).
Этот на первый взгляд безобидный и очевидный факт имеет в конкурентной борьбе колоссальное значение. Ведь если какая-либо компания путем скупки простых акций на бирже или внебиржевом рынке сформирует контрольный пакет акций корпорации-конкурента, то фактически это означает превращение последней в дочернюю компанию фирмы-аквизитора (от лат. acquisitor – покупатель) и ни о какой конкуренции между этими двумя компаниями речи уже быть не может.
В реальной практике акционерного дела контрольный пакет акций может быть значительно меньшим 50-процентного уровня вследствие рассредоточенности акций между большим количеством мелких вкладчиков. Известно, что большинство мелких акционеров не принимает участия в управлении корпорацией, их интересует только величина дивидендов. Это также является важным обстоятельством в конкурентной борьбе по двум причинам:
- Во-первых, приобретение контрольного пакета акций компании-конкурента путем скупки акций у мелких акционеров может потребовать меньше финансовых средств, чем в том случае, когда сразу приобретается полный контрольный пакет у отдельного лица. Специфика здесь заключается в том, что стоимость контрольного пакета, как правило, выше стоимости отдельных акций, составляющих пакет;
- Во-вторых, большинство мелких акционеров держат принадлежащие им акции в трастовом управлении в коммерческих банках или у инвестиционных дилеров, которые могут за соответствующую плату предоставить акции «взаймы» на время проведения общего собрания акционеров, что значительно удешевляет для конкурирующей фирмы принятие нужного решения и назначение в совет директоров лояльных людей. Так, скопление акций в трастовых отделах банков временами приводит к самым неожиданным экономическим метаморфозам. Например, в доверительном управлении банка «Кливленд траст компании» наряду с акциями других корпораций хранится 35% его собственных акций, принадлежащих мелким акционерам. Руководители банка тем самым получили карт-бланш акционеров.
Слияния корпораций могут происходить по самым разным причинам и далеко не всегда этот процесс идет с целью монополизации рынка или же с использованием методов недобросовестной конкуренции. Так, аквизиция может производиться с целью диверсификации деятельности компании для снижения рисков уменьшения доходности операций на отдельных рынках или с целью снижения трансакционных издержек и сокращения затрат на аппарат управления – например, в случае покупки корпорации, поставляющей сырье или комплектующие аквизитору. Однако даже в таких случаях, когда происходит образование холдинга или интеграция компаний в единый производственный комплекс, монополизация рынка все же возрастает. Что же касается враждебных аквизиций, когда поглощение готовится тайно и тщательно, а проводится быстро и жестко, или же когда происходят добровольные слияния, направленные против потребителей или третьих фирм, то здесь, несомненно, присутствуют элементы монополистической практики и недобросовестной конкуренции.
Аквизиция может проводиться и в силу иных причин, не связанных напрямую с монополизацией рынка. Так, может сложиться ситуация, когда какая-либо компания угрожает другой фирме разоблачениями в махинациях или в связи с нарушениями в области авторских прав, подкупе сотрудников конкурента и прочими фактами. В этих случаях аквизиция становится для компании подчас единственным выходом из неблагоприятной ситуации.
Борьба за аквизицию протекает достаточно жестко. В ней обе стороны используют самые разнообразные методы и формы давления на конкурентов для достижения поставленной цели. В качестве примера сошлемся на поведение американского концерна «Полароид» (фототехника) в ходе успешной борьбы против попыток враждебной аквизиции.[i]
Для корпорации «Полароид» серьезную угрозу представляла кампания, развязанная против нее концерном «Диснейс шэмрок», который стал скупать на бирже акции «Полароид» с целью формирования контрольного пакета. Компания «Полароид», почувствовав опасность, сняла 14 % акций с биржевого рынка и перевела их в специальный пенсионный фонд своих служащих. Кроме того, были предприняты и другие меры для того, чтобы сделать аквизицию невозможной.
Каковы же причины, побудившие концерн «Диснейс шэмрок» приобрести «Полароид»? Эта операция была вызвана отнюдь не потребностями расширения рынка или увеличения клиентской базы. Важную роль играли здесь другие мотивы. Как известно, «Полароид» на протяжении многих лет с большим успехом выпускает и реализует во всем мире фотоаппараты, позволяющие получать моментальные фотографии. Но в последнее время ее конкурент фирма «Кодак», также крупный производитель фототоваров, тоже стала выпускать аналогичные фотоаппараты, хотя корпорация «Полароид» имеет на них соответствующие патенты. В связи с этим, «Полароид» предъявила иски компании «Кодак» за нарушение патентных прав и на возмещение убытков в размере $ 4 млрд. На этом этапе в операцию включилась фирма «Диснейс шэмрок». Она договорилась с компанией «Кодак», что приобретет «Полароид» фактически от имени фирмы «Кодак», а затем урегулирует имеющиеся претензии. В 1992 г. в соответствии с этой договоренностью фирме «Диснейс шэмрок» предстояло продать «Полароид» примерно за $ 350 млрд. По оценкам «Диснейс шэмрок» это позволило бы ей получить прибыль в размере $ 172 млрд. на разнице между ценой покупки и продажи всех акций. Отметим, что за последние десятилетия число аквизиций в экономике промышленно развитых стран имеет тенденцию к увеличению. Только в США за период с 1978 по 1988 годы их количество возросло вдвое с 2000 до 4000; финансовый объем таких операций составил на начало 2000 г. $ 300 млрд.
Наряду с аквизицией существуют и прочие разновидности недобросовестных и антиконкурентных действий с акционерными компаниями. К таковым можно отнести специализированные сделки типа «своп» («swap»), то есть сделки, в которых две или более корпорации обмениваются между собой акциями. Таким образом, если, например, две компании передадут друг другу по 20% голосующих акций, то это по сути дела означает, что представители каждой компании входят в совет директоров своего визави. В связи с этим обстоятельством появляется возможность одним и тем же людям совмещать посты директоров в наблюдательных советах обоих компаний, т.е. формируются перекрещивающиеся директораты. А это означает, что у каждой из компаний имеется полная информация о положении дел и перспективах друг друга, обеспечивается возможность согласованных действий и сговора в целях монополизации или раздела рынка.
Нередко встречается и иной прием недобросовестных действий, который может быть направлен как против конкурентов, так и против потребителей и акционеров данной корпорации. Его сущность заключается в том, что группа топ-менеджеров компании во многих случаях желает стать ее владельцами; такой способ приобретения получил на Западе наименование «management buy out». Менеджеры, как правило, не имеют достаточных финансовых ресурсов для покупки предприятия, вследствие чего последнее приобретается либо за счет заемных средств, либо при финансовой поддержке конкурентов. Рассмотрим оба случая.
Если менеджеры корпорации на основе сговора решили приобрести свою компанию за счет заемных средств, то сделать это можно при помощи кредитов коммерческих банков в конфиденциальном порядке. Однако полученный кредит необходимо вернуть в обусловленный срок, причем с оговоренным процентом. Поэтому зачастую источником погашения кредита выступает либо прибыль корпорации (что не всегда реально в краткосрочной перспективе), либо имущество компании, которое должно быть продано в счет ликвидации задолженности по кредиту. Таким образом, лишаясь части основных фондов или прибыли, предприятие снижает свою конкурентоспособность в угоду группе менеджеров.
Дальнейшие действия менеджеров также идут вразрез с коммерческими интересами компании и сопряжены с недобросовестными действиями. Покупая свое предприятие, менеджеры, естественно, хотели бы сделать это по минимальной цене. Достигается поставленная цель различными методами, причем наиболее эффективным является метод «утечки информации» в комбинации с манипулированием бухгалтерским балансом – методом «маскарада» (от англ. «dress up» – надевать маскарадный костюм) с привлечением к операции средств массовой информации. Отметим, что данный метод удобно применять и в других подобных случаях с целью извлечения прибыли, так как рынок ценных бумаг чрезвычайно чувствителен к различного рода информационным ценообразующим факторам.
Реализуется операция следующим образом: руководством компании организуется «утечка информации» по неофициальным каналам о том, что финансовое положение данной компании тяжелое, а перспективы получения дивидендов крайне неопределенные. Естественно, что многие держатели акций такой фирмы постараются от них поскорее избавиться, вследствие чего котировки акций снижаются, чем и пользуется менеджмент для покупки акций на бирже или на внебиржевом рынке по бросовым ценам.
После завершения первого этапа операции в действие вступает ее вторая часть. На этом этапе представитель фирмы выступает в прессе или по телевидению с официальным заявлением, в котором дается опровержение по поводу тяжелого финансового положения компании, объявляется, что такого рода информация – происки конкурентов, попытка диффамации и способ опорочить доброе имя компании. В результате опровержений реноме фирмы восстанавливается, ее акции вновь поднимаются в цене, менеджеры пользуются благоприятной конъюнктурой и с выгодой продают имеющиеся у них акции. Через некоторое время всю операцию повторяют вновь в тех или иных вариациях. Примечательным здесь является то обстоятельство, что данный метод с успехом практикуется около 200 лет.
В качестве иллюстрации операции этого вида приведем следующие исторические примеры сговоров учредителей акционерных компаний и биржевиков. Отметим, что сговоры такого типа одинаково широко использовались как при учреждении новых компаний, так и для уже действующих акционерных обществ. Исследователь биржи XIX в. В.Мониготти сообщает, что при размещении акций на бирже «учредители входят в сделку с крупными биржевиками, платя им за это «финансирование» акций известный процент с номинальной цены их. Такая операция может повторяться несколько раз, что в действительности и случалось с акциями некоторых акционерных предприятий: учредители, воспользовавшись страшным падением курса акций после своего выхода из общества, скупали их по цене, часто ниже нарицательной и потом, снова искусственно подняв курс, сбывали их с большими барышами».[ii] И далее: «Что же касается до уже существующих акционерных предприятий, то, как бы они ни были солидны, полезны и доходны, все-таки и при этих условиях для правления весьма легко извлекать громадные выгоды биржевой игрой. Стоит только временно понизить доходность предприятия, – а это всегда во власти ближайшей администрации, – акции падают, скупаются подставными лицами, потом доходность снова восстанавливается и в заключение – в карманах директоров оседает несколько десятков, даже сотней тысяч!»[iii]
Не претерпели изменений подобного рода манипуляции и в настоящее время. Так, например, однажды резко обесценились акции электротехнической корпорации «Моторола». Корпорация имела стабильное положение и неплохие перспективы. Для того, чтобы организовать панические настроения среди акционеров «Моторолы», на рынок была подброшена информация о том, что компания получила высокую прибыль и будет выплачивать значительные дивиденды – не менее $ 8 на акцию. Рыночная цена акций сразу значительно возросла и составила $ 140 на акцию. Однако через некоторое время выступил председатель правления «Моторолы» и объявил, что размер дивидендов ожидается на уровне $ 5,5 на акцию. После этого сообщения многие инвесторы поспешили избавиться от принадлежащих им акций «Моторолы»; предложение акций на рынке значительно превысило спрос, курс упал до $ 119 за акцию, в результате чего всего за пять с половиной часов биржевых торгов суммарная стоимость акций «Моторолы» уменьшилась на $ 114 млн., хотя никаких потрясений в корпорации не произошло».[iv]
Одним из способов проведения враждебной аквизиции является покупка конкурирующей компании по предварительному сговору с ее менеджментом. В этом случае термин «враждебная» относится уже не к управленческому персоналу компании, а по отношению к конкурентному режиму в целом.
Чтобы избежать противодействия менеджеров компании-поглотителю, представители последней вступают с управляющими в предварительные неофициальные контакты. На переговорах менеджерам, как правило, дается обещание выплатить им крупное выходное пособие, если они согласятся с аквизицией. Такой способ, как мы упоминали ранее, получил название «golden parachutes» – «золотые парашюты», т.е. в этом термине содержится намек на то, что менеджеры покидают корпорацию, получив крупные денежные суммы.
Иногда данный метод комбинируется не только обещаниями со стороны конкурентов выплат значительных выходных пособий, но и выдачей менеджерам опционов на акции корпорации на выгодных условиях, или напротив, дополняется методами прямого давления – шантажа или насилия.
И все же договориться компании-аквизитору с менеджерами конкурирующей корпорации удается не всегда и тогда поглощаемая компания оказывает аквизитору активное противодействие. Одним из способов борьбы с враждебной аквизицией является разводнение акционерного капитала, которое получило название «poison pill» – «ядовитые пилюли». Данный способ применяется в том случае, когда руководство компании замечает, что некто в крупных масштабах скупает акции фирмы на бирже в целях осуществления контроля над ней. Расчет менеджмента в этом случае логичен и прост: если кто-то покупает акции компании, то нужно эмитировать новые акции и продавать их тем лицам, которые пытаются купить компанию. Ясно, что при такой организации процесса купли-продажи приобрести фирму не представляется возможным, так как покупателям просто не хватит финансовых ресурсов. Обычно в результате дополнительной эмиссии акций, попадающих на биржевой рынок, страдают миноритарные акционеры, так как стоимость принадлежащих им акций уменьшается пропорционально масштабу дополнительной эмиссии.
Возможен и модифицированный вариант, когда при враждебной аквизиции фирма берет в коммерческом банке кредит для покупки своих же акций. Покупка собственных акций в значительных объемах делает невозможной аквизицию. Кроме того, компания может прибегнуть к эмиссии облигаций и привилегированных акций (не имеющих права голоса), а привлеченные посредством этих финансовых инструментов средства направить на покупку своих простых акций на бирже или внебиржевом рынке. Таким образом, с одной стороны, фирма поднимает котировки своих акций, что всегда престижно, а с другой – приобретает достаточный по величине пакет акций в собственность компании, что гарантирует ее независимость.