Экономика спорта — быстро развивающаяся и востребованная дисциплина, которая входит в программы обучения лучших физкультурно-спортивных и педагогических вузов России. Её также изучают профессиональные спортивные менеджеры и тренеры на факультетах повышения квалификации, работники спортивного ритэйла, спортивных федераций, спортсооружений, СМИ и других предприятий спортивной индустрии. Многие изучают экономику спорта самостоятельно, в порядке самоподготовки. Для всех выше перечисленных категорий обучающихся приводим тесты и кейсы, по результатам прохождения которых можно дать своим знаниям более-менее объективную оценку.
1 Что изучает экономика спорта?
А) Экономическое соревнование на производстве, способы увеличения производительности труда в бизнесе, в государственном и частном секторе за счёт двигательной активности, физкультурных и гимнастических практик;
Б) Всю совокупность хозяйственных отношений в профессиональном, любительском, детско-юношеском и инвалидном спорте;
В) Экономика спорта изучает хозяйственные модели и механизмы в любых видах физкультурно-спортивных отношений, в бизнесе и спортивной индустрии;
Г) Экономика спорта изучает вредные привычки и их влияние на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
Д) Верно всё выше перечисленное.
2 Что с точки зрения экономики спорта является вредной привычкой, а что является болезнью?
А) Злоупотребление спиртными напитками, алкоголизм;
Б) Использование в общении с другими людьми нецензурных выражений, «слов-паразитов»;
В) Грызть ногти, карандаш, сплёвывать на пол;
Г) Постоянно опаздывать;
Д) Систематически употреблять наркотические препараты.
3 Занимаются спортом профессиональные атлеты и спортсмены-любители. Как вы считаете, продолжительность жизни растёт только у любителей, профессионалов или у тех и других?
А) Продолжительность жизни от систематических занятий спортом растёт только у профессиональных атлетов;
Б) Профессиональный спорт вреден для здоровья из-за чрезмерных нагрузок, поэтому продолжительность жизни растёт только у спортсменов-любителей (физкультурников);
В) Продолжительность жизни вследствие систематических занятий спортом растёт как у профессиональных атлетов, так и у спортсменов-любителей;
Г) Продолжительность жизни вследствие занятий спортом возрастает только у паралимпийцев и у представителей инвалидного спорта;
Д) Систематические занятия спортом не оказывают влияния на продолжительность жизни людей, поскольку долгожительство определяется генетическими факторами.
4 Какой этап развития экономики спорта в России возник раньше других?
А) Экономика спорта в России ведёт своё начало с циркового атлетизма;
Б) Исторически первым в России возник такой вид спорта, как кулачные бои «стенка на стенку» — благодаря ему стала развиваться экономика спорта в нашей стране;
В) Исторически первыми видами спорта в России были охота и спортивная рыбалка — от них и пошло развитие экономики спорта;
Г) Исторически первым видом спорта в России был конный спорт — от него пошли первые организованные соревнования и спортивные сооружения (ипподромы), стали приниматься ставки на исход соревнований;
Д) В России с давних пор культивировался такой вид зрелища, как гусиные бои. От них пошло развитие коммерческого спорта.
5 В каких организационно-правовых формах может создана спортивная организация (спортклуб)?
А) Только в виде государственного (муниципального) унитарного предприятия;
Б) Только в виде публичного акционерного общества;
В) Только в виде общества с ограниченной ответственностью или товарищества;
Г) Только в виде общественной некоммерческой организации;
Д) В любой из указанных выше организационно-правовых форм.
6 Является ли Центр гребли элементом инфраструктуры, спортивным сооружением или спортивным объектом?
А) Центр гребли является элементом экономической инфраструктуры, частью спортивной индустрии;
Б) Центр гребли не является частью экономической инфраструктуры и объектом спортивной индустрии, но является спортсооружением;
В) Центр гребли является спортивным объектом, который не является спортсооружением;
Г) Центр гребли одновременно является элементом хозяйственной инфраструктуры, спортсооружением и спортивным объектом.
7 Можно ли считать профессиональный спорт средством политической рекламы, достижений той или иной страны?
А) Да, можно, поскольку профессиональный спорт смотрят миллионы людей (потребителей) по всему миру, они оценивают достижения нации и страны;
Б) Нет, нельзя, поскольку всегда действует принцип: «Спорт вне политики», спортивные достижения отдельных атлетов или команд не затрагивают политических и экономических процессов;
В) Нет, нельзя, ведь достижения отдельного атлета не есть достижение страны. По этой причине Международный олимпийский комитет даёт возможность выступать спортсменам на Играх под нейтральным флагом;
Г) Да, можно, поскольку именно профессиональные атлеты часто участвуют в избирательных кампаниях, являются членами каких-либо политических партий, используют свою известность для влияния на электорат.
8 Может ли спортивная организация или спортивный клуб в РФ стать банкротом?
А) Нет, не может, поскольку Российское государство финансово поддерживает физкультуру и спорт в стране;
Б) Нет, не может, поскольку финансирование спортивных организаций и спортклубов — обязанность местных бюджетов, это положение закрепляет Конституция РФ и Закон о физической культуре и спорте в РФ;
В) Банкротство спортивных организаций и спортклубов в России теоретически возможно, но на практике никогда не случается;
Г) Банкротство спортивных организаций и спортклубов в РФ возможно — как и для всех прочих коммерческих и некоммерческих организаций в стране.
9 Какие задачи решают для себя предприятия-спонсоры, сотрудничающие со спортивными организациями?
А) Предприятия-спонсоры планируют вовлечь в двигательную активность и спорт собственный персонал;
Б) Предприятия-спонсоры желают продемонстрировать конкурирующим компаниям свои финансовые возможности, привлечь к себе внимание, вызвать уважение;
В) Предприятия-спонсоры пытаются уйти от налогов, используя для минимизации финансовых затрат благотворительные фонды и институт спонсорства;
Г) Предприятия-спонсоры продвигают через спорт свою продукцию и торговые марки, поскольку обычная реклама стала менее эффективным инструментом.
10 Какую роль играют в экономике спорта маскоты и клубные талисманы?
А) Маскоты и клубные талисманы призваны поднимать настроение болельщикам, рекламировать продукты рекламодателей или продвигать клубную символику;
Б) Маскоты и талисманы соревнований (например, олимпиад и чемпионатов мира) должны способствовать продажам сувениров, атрибутики, напитков, продуктов питания;
В) Маскоты и талисманы способствуют созданию атмосферы карнавала, праздника, радостного воодушевления. В таких условиях любители спорта и зрители больше делают эмоциональных покупок, тратят больше денег;
Г) Маскоты и талисманы играют большую роль в экономике соревнований и клубном менеджменте, поскольку обеспечивают «впечатывание» зрительных образов в событийную память, являются эффективным инструментом пиар-деятельности спортивных организаций.
Д) Верно всё выше перечисленное.
11 Что называют в экономике спорта термином «гудвилл»?
А) Термином «гудвилл» (или «гудвил») в экономике спорта называют «добрую волю» по отношению к сопернику, приверженность правилам фэр плэй (честной игры);
Б) Гудвиллом называют качественное торговое обслуживание на стадионах и в спортивных комплексах;
В) Термином «гудвилл» именуют эффективную рекламу внутри спортивных объектов, притягивающую внимание зрителей;
Г) Термином «гудвилл» обозначают нематериальный актив спортивной организации, включающий в себя любовь и доверие болельщиков, репутацию в спортивном мире, славу, влияние.
12 Кто является волонтёрами в спорте? Какова, на ваш взгляд, роль волонтёров в экономике спорта?
А) Волонтёрами в спорте выступает, как правило, молодёжь, готовая работать безвозмездно. Роль волонтёров отрицательная, поскольку они сбивают цены и вытесняют с рынка других игроков (в торговле, туризме, сервисе);
Б) Волонтёрами в спорте становятся молодые и зрелые люди, оставшиеся без работы. Роль волонтёрства позитивная, поскольку добровольные помощники снижают напряжение на рынке труда, меньше выходят на акции протеста;
В) Волонтёрами в спорте зачастую становятся молодые люди, а также спортсмены и тренеры, которые участвуют в благотворительных акциях. В этом смысле роль волонтёрства положительная, поскольку молодёжь, атлеты, тренеры помогают детям и юношеству в профориентации, учат бескорыстию и благородству;
Г) Волонтёрами в спорте становятся неработающие пенсионеры, которые не востребованы в других сферах социальной и экономической жизни. В этом ракурсе роль волонтёрства отрицательна, поскольку для молодёжи остаётся меньше рабочих мест.
13 Для каких целей спортивные организации составляют бизнес-планы?
А) С целью обоснования и получения банковского кредита;
Б) С целью получения финансовых ресурсов от внешних инвесторов и спонсоров;
В) Бизнес-план спортивной организацией составляется для себя, чтобы определиться с последовательностью выполняемых операций и контролем за их выполнением;
Г) Бизнес-план составляется спортивной организацией для поддержания надлежащего имиджа в глазах болельщиков, для улучшения к себе общественного мнения.
14 Является ли экономика спорта точной или экспериментальной наукой?
А) Экономика спорта является точной наукой, все хозяйственные параметры в ней точно просчитываются на основе формул и экономических законов;
Б) Экономика спорта является эмпирической наукой, в которой многое приходится познавать на опыте, поскольку в различных условиях реклама, пиар, ценовая политика работают по-разному;
В) Экономика спорта базируется, в основном, на творчестве, искусстве, креативности хозяйственных субъектов. Поэтому её нельзя считать наукой, основанной на чётких законах и формулах;
Г) Экономика спорта является моральной наукой, в которой главную роль играют ценности людей. Таким образом, экономика спорта является философской наукой.
15 Какие формы оплаты труда имеют место в спортивной индустрии?
А) Сдельная, то есть работник получает вознаграждение только за сделанную работу;
Б) Сдельно-премиальная, когда работник получает зарплату за выполненную и/или перевыполненную работу;
В) Повременная, когда работодатель платит работнику за отработанное время;
Г) Аккордная, когда коллектив работников (спортклуб) получает вознаграждение за полностью выполненную работу — например, по итогам сезона за место в турнирной таблице;
Д) Применяются все выше приведенные формы.
16. В каком году в России стала выходить первая специализированная газета о футболе, в которой стала регулярно публиковаться реклама продавцов и производителей спортивных товаров, услуг, сервисов?
А) В 1992 году, когда распался СССР и Российская Федерация стала выступать на международных соревнованиях как сборная России;
Б) В 1952 году, в послевоенное время, когда сборная СССР стала выступать на Олимпиадах под эгидой МОК;
В) В 1937 году, после встреч со сборной командой Басконии (Испании);
Г) В 1913 году, когда стала издаваться газета «Футболист».
Д) В 1960 году, когда стал издаваться еженедельник «Футбол».
Ответы и комментарии
1 Что изучает экономика спорта?
Правильный ответ — вариант Д. Экономика спорта очень многогранная наука, поэтому в той или иной степени изучает все вышеперечисленные области.
2 Что с точки зрения экономики спорта является вредной привычкой, а что является болезнью?
Правильный ответ — вариант А и Д — болезни, Б,В и Г — вредные привычки. В Иногда систематическое потребление алкогольных напитков называют вредной привычкой. Но врачи считают это болезнью, которая требует лечения. См. О категории «вредные привычки» в экономике спорта.
3 Занимаются спортом профессиональные атлеты и спортсмены-любители. Как вы считаете, продолжительность жизни растёт только у любителей, профессионалов или у тех и других?
Правильный ответ — вариант В. Принято считать, что профессиональный спорт вреден для человека из-за чрезмерных нагрузок и износа организма. Однако исследователи, проанализировавшие продолжительность жизни 15174 олимпийских призёров с 1896 по 2010 год выяснили, что продолжительность жизни атлетов-профессионалов была в среднем на 2,8 года выше, чем в контрольных группах. См. Спортивные нагрузки и долголетие
4 Какой этап развития экономики спорта в России возник раньше других?
Правильный ответ — вариант А. См. Этапы развития российской экономики спорта.
5 В каких организационно-правовых формах может создана спортивная организация (спортклуб)?
Правильный ответ — вариант Д. См. Понятие и организационная сущность спортивного клуба.
6 Является ли Центр гребли элементом инфраструктуры, спортивным сооружением или спортивным объектом?
Правильный ответ — вариант Г. См. Спортивное сооружение как понятие.
7 Можно ли считать профессиональный спорт средством политической рекламы, достижений той или иной страны?
Правильный ответ — вариант А и Г.
8 Может ли спортивная организация или спортивный клуб в РФ стать банкротом?
Правильный ответ — вариант Г.
9 Какие задачи решают для себя предприятия-спонсоры, сотрудничающие со спортивными организациями?
Правильный ответ — вариант Г.
10 Какую роль играют в экономике спорта маскоты и клубные талисманы?
Правильный ответ — вариант Д. См. Талисманы в спортивном бизнесе.
11 Что называют в экономике спорта термином «гудвилл»?
Правильный ответ — вариант Г. См. Корпоративный и личный гудвилл в спорте.
12 Кто является волонтёрами в спорте? Какова, на ваш взгляд, роль волонтёров в экономике спорта?
Правильный ответ — вариант В. См. Волонтёрство в спорте.
13 Для каких целей спортивные организации составляют бизнес-планы?
Правильный ответ — вариант А, Б, В. Все три варианта могут играть существенную роль при формировании бизнес-плана.
14 Является ли экономика спорта точной или экспериментальной наукой?
Правильный ответ — вариант Б.
15 Какие формы оплаты труда имеют место в спортивной индустрии?
Правильный ответ — вариант Д.
16. В каком году в России стала выходить первая специализированная газета о футболе, в которой стала регулярно публиковаться реклама продавцов и производителей спортивных товаров, услуг, сервисов?
Правильный ответ — вариант Г.
См. также: Тесты с ответами по различным курсам