Рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, которая сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночная система не является изобретением какого-либо народа или группы людей; она исторически сложилась повсеместно во многих странах в процессе эволюции экономических отношений.
Основа рынка – обмен. Адам Смит считал, что обмен, наряду с даром речи и способностью рассуждать, присущи только человеку. «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой, – пишет Смит. – Никому никогда не приходилось видеть, чтобы какое-либо животное жестами или криком показывало другому: это – мое, то – твое, я отдам тебе одно в обмен на другое». Произведенный продукт каждый производитель меняет на нужный ему товар, производя сделку обмена в определенной пропорции. Если государство или третьи лица не вмешиваются в процедуру обмена (торга) и сделка заключается по обоюдному согласию сторон, то тогда мы имеем дело с рынком.
Рынок базируется на следующих принципах:
- Частная собственность;
- Свобода предпринимательства и выбора;
- Личный интерес – как главный мотив поведения;
- Конкуренция;
- Опора на систему цен;
- Ограниченная роль правительства.
В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, например, обуви, на него возникает поток новых заказов. Это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена в результате конкуренции понизится.
То, что верно в отношении рынка потребительских товаров, верно также и в отношении рынка таких факторов производства, как труд, земля и затраты капитала. Цена труда торговых работников, их почасовая оплата будет выше, чем у преподавателей вузов, если спрос на продавцов или мерчендайзеров в данный момент выше. При прочих равных условиях это приведет к переливу труда из одной отрасли в другую. Таким образом, рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить три следующие проблемы:
- Что именно будет производиться? Это определяется потребителями, которые покупают только тот товар, который им нужен; деньги потраченные потребителями поступают только к тем производителям, которые производят необходимый обществу товар.
- Как производятся товары? Производители выбирают только те технологии, которые наиболее дешевы и обеспечивают необходимое качество товара.
- Для кого производятся товары? Это определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всем доходом общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав.
Так работает рыночный механизм, когда люди и предприятия, стремясь получить прибыль, вынуждены удовлетворять потребности других лиц. Тот, кто не в состоянии удовлетворить потребителей своей продукцией, не получает необходимых доходов и в конце концов покидает рынок.