Предприятие как категория микроэкономики
Высокие хозяйственные и социально-культурные результаты в экономических сообществах недостижимы без объединения интеллектуальных и физических усилий многих индивидов. Совместная работа и координация усилий порождает синергетические эффекты, недоступные для атомизированного общества разрозненных индивидов.
Специализируясь на производстве отдельных продуктов и разбивая единый технологический процесс на отдельные стадии и операции, работники предприятия достигают качественно иных результатов, нежели отдельно взятые индивидуальные производители. Так, мы уже обращали внимание на разделение труда в рамках булавочной мануфактуры, описанной Адамом Смитом, когда каждый отдельно взятый работник смог бы сделать за день лишь десяток готовых изделий – в то время как предприятие, состоящее из 10 человек, могло произвести за сутки свыше 40 тыс. булавок.
Специализация под эгидой предприятия происходит не только в конкретных технологических процессах, но и в рамках сфер деятельности, направлений, профессиональных знаний. Современному предприятию требуются не только исполнители рутинных производственных операций, но и квалифицированные бухгалтеры, юристы, маркетологи, менеджеры, специалисты по информационным технологиям, логистике и сбыту.
Объединенные общими целями, интересами, опытом, профессиональными знаниями и умениями, работники предприятия создают качественно новые экономические единицы с собой внутренней средой и корпоративной культурой.
Что же такое предприятие с точки зрения микроэкономической теории, как следует понимать и трактовать этот социально-экономический феномен?
Любое предприятие можно представить в виде условной системы отношений, организованной по определенным принципам. Эта система способна приносить доход своему организатору и владельцу (см. рис.1).
Предприятие представляет собой обобщенное понятие отдельно взятой бизнес-единицы, способной генерировать прибыль. Несмотря на все свое многообразие, предприятия имеют общие признаки:
- у каждого предприятия есть собственник (или собственники);
- имеется трудовой коллектив (в случае производственного кооператива это могут быть совладельцы бизнеса);
- имеется внутренняя структура и обособленное имущество;
- присутствует специализация на производстве какого-либо продукта или группы продуктов;
- присутствует индивидуализация бизнеса (коммерческое название предприятия, собственный расчетный счет, печать, торговые марки).
Индивидуальные предприниматели и единоличное владение
Индивидуальное предпринимательство – самая простая и распространенная форма предпринимательской деятельности, которая не предусматривает создание юридического лица (т.е. предприятия). Данная форма деятельности весьма удобна для начинающих предпринимателей, у которых на начальной стадии организации собственного бизнеса нет ни достаточных финансовых ресурсов, ни опыта коммерческой деятельности. В связи с этим обстоятельством индивидуальное предпринимательство является хорошей практической школой для людей, выбравших своей деятельностью бизнес. Если индивидуальный предприниматель своей эффективной работой докажет себе и окружающим свою состоятельность как организатора бизнеса, впоследствии он сможет расширить свое дело, образовать хозяйственное товарищество или общество.
В экономической теории и практике под индивидуальным предпринимателем понимается лицо, которое ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения и несет полную финансовую ответственность по своим обязательствам. Его вознаграждением становится полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство морального удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством.
Предприниматель-индивидуал может полностью отдавать себя бизнесу, работая только в сфере предпринимательства, либо он может совмещать предпринимательскую деятельность с работой по найму или учебой. Для людей, имеющих профессиональные навыки в определенных отраслях производства и сферы услуг, предпринимательская деятельность может быть дополнительным источником получения дохода. А для таких профессий, как парикмахер, водитель такси, врач-стоматолог, финансовый консультант и многих других может стать основной работой.
Индивидуальные предприниматели выступают на рынке наравне с предприятиями как равноправные производители товаров и услуг. Предприниматель может иметь счет в коммерческом банке, свой товарный знак, обладает правом пользования банковским кредитом. Эта форма предпринимательской деятельности связана с самым простым финансовым и налоговым учетом.
Следующим типом деловой организации является единоличное владение. Единоличное владение – это предприятие, находящееся в собственности одного лица, имеющего все права на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые несет предприятие.
Единоличное владение, как правило, образуется на базе индивидуального предпринимателя, дела которого пошли успешно. Очевидно, что для увеличения прибыли следует расширять бизнес, то есть переходить к качественно новой форме организации предпринимательства – образованию частного предприятия. Здесь уже необходимо нанимать на работу людей с соответствующими знаниями, навыками и опытом, которые бы дополняли самого предпринимателя и брали часть функций на себя. Теперь уже владелец такого предприятия по большей части выполняет функции организатора и менеджера, не участвуя непосредственно в производстве, транспортировке или продаже товара. В его предприятии формируется внутрифирменная специализация, когда каждый работник отвечает лишь за свой участок работы.
Преимуществами индивидуального предпринимательства и единоличного владения является то, что это достаточно простые виды предпринимательской деятельности, а также то, владелец бизнеса самостоятельно принимает решения, что обусловливает их оперативность и свободу действий. Поскольку получаемый владельцем бизнеса доход зависит от успешной коммерческой деятельности предприятия, здесь присутствует сильный стимул вести дела эффективно.
Однако и недостатки данных форм предпринимательской деятельности весьма значительны:
- Как правило, финансовые ресурсы предпринимателя-индивидуала и владельца частного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти до крупных размеров. Так как среди частных предпринимателей и предприятий процент банкротств относительно велик, коммерческие банки неохотно предоставляют им значительные кредиты;
- Осуществляя полный контроль над бизнесом, его владелец должен выполнять все основные функции по управлению, маркетингу, рекламе, по кадровым вопросам, техническим аспектам, которые могут возникнуть в процессе производства. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на владельце бизнеса, что создает для него очень напряженный режим работы;
- Наиболее существенный недостаток индивидуального предпринимательства и единоличного владения заключается в том, что владелец бизнеса является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что он рискует не только активами фирмы, но и своим личным имуществом.
И все-таки, несмотря на отмеченные недостатки, основу малого бизнеса во многих развитых странах составляют именно индивидуальные частные предприятия (cм. рис.2).
Их общее количество в значительной степени превышает численность других форм организации предпринимательской деятельности, в частности, партнерств (товариществ всех типов) и акционерных обществ. Так, например, к середине 2000-х гг. в США число единоличных владений составляло 73% от общего количества фирм в экономике; в то же время количество партнерств составляло 9%, а корпораций 18%. Что же касается средних доходов, то показатели здесь следующие: единоличные владения – 42 тыс. долл. в год; партнерства – 166 тыс. долл. в год; корпорации – 2,1 млн. долл. в год.
Хозяйственные товарищества (партнерства)
Одним из основных недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности и функционирования единоличного владения являются трудности в накоплении достаточных финансовых ресурсов для инвестирования в расширение своего производства и его модернизацию. Другими словами, единоличному владению достаточно трудно вырасти в крупное предприятие за счет собственных средств. Конечно, существует возможность расширения бизнеса за счет банковского кредита. Однако, как отмечалось нами выше, банки весьма неохотно кредитуют малый бизнес, а если и кредитуют, то на сроки, не превышающие одного года.
Выход из создавшегося положения может быть найден, если предпринимателю-владельцу частного предприятия удается найти компаньона, то есть партнера по бизнесу, располагающего необходимыми финансовыми средствами. Таким партнером может стать как физическое, так и юридическое лицо. Партнерство закрепляется соответствующим соглашением в установленном законом порядке. Таким образом, возникает новое юридическое лицо, которое в российской практике именуется товариществом.
Обычно различают полное и коммандитное товарищество (последнее также называют товариществом на вере). Эти две формы организации бизнеса соответствуют двум вариантам партнерства предпринимателей. Относительно к рассматриваемому примеру с поиском партнера по бизнесу могут возникнуть следующие ситуации:
- Найденный партнер по бизнесу обладает как необходимым капиталом, так и желанием объединить усилия и финансовые ресурсы для совместного предпринимательства; партнер согласен делить все прибыли и убытки в процессе деятельности товарищества в соответствии с договором между его участниками. Такая форма в мировой практике получила название полного товарищества;
- Партнер по бизнесу имеет необходимый капитал и согласен предоставить необходимые денежные и иные средства основному партнеру, однако сам не желает напрямую участвовать в деятельности товарищества и рисковать всем своим имуществом, включая личное (то есть нести полную ответственность). Его устраивают менее жесткие условия – в частности, ответственность в пределах сделанного вклада и «теневое» участие, то есть не управленческая или иная деятельность на постоянной основе, а участие капиталом. Такая форма товарищества в смешанном варианте, то есть с полной и ограниченной ответственностью участников, получила название коммандитного товарищества или товарищества на вере.
Специфика организации партнерств предопределяет их достоинства и недостатки. В частности, неограниченная солидарная ответственность накладывает свой отпечаток на управление фирмой – решения в полном товариществе принимаются только единогласно, так как каждый участник несет солидарную ответственность (то есть каждый отвечает по финансовым обязательствам своего партнера). Следовательно, в партнерствах в определенной мере утрачивается оперативность в управлении из-за возможных разногласий участников.
Второй важный недостаток для партнерства представляет то обстоятельство, что риск банкротства фирмы непосредственно связан с личным благосостоянием его участников и солидарной ответственностью. Указанные недостатки делают нецелесообразным образование партнерств в промышленности и иных капиталоемких производствах; сфера их действия – торговля, сельское хозяйство, брокерский бизнес, аудит, юридические услуги.
В то же время партнерства имеют и неоспоримые преимущества. К ним можно отнести:
- Расширение специализации за счет закрепления за каждым из компаньонов определенной сферы деятельности;
- Приток новых капиталов, что дает возможность расширения бизнеса. Кроме того, полная ответственность служит дополнительной гарантией при получении кредита от коммерческого банка;
- Если в партнерство вливаются новые люди и организации различной профессиональной ориентации и с новыми знаниями, то это дает возможность диверсифицировать бизнес, действовать более широко и по нескольким направлениям, что в целом делает партнерство более стабильным предприятием.
Акционерные общества
Акционерная форма собственности представляет собой иную форму организации бизнеса по сравнению с ранее рассмотренными. Это новое качество приобретается акционерным обществом за счет появления нового инструмента привлечения внешних капиталов из всех возможных источников финансирования – посредством акций, эмитируемых акционерным обществом. В современной мировой экономике акционерные общества – наиболее приемлемая организационно-правовая форма для средних и крупных предприятий.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права и обязанности акционеров по отношению к обществу.
Различают закрытые акционерные общества – ЗАО (частные корпорации) и открытые – ОАО (публичные корпорации). Основное различие данных форм состоит в том, что акции ЗАО могут быть проданы акционером третьим лицам лишь с согласия других акционеров этого общества, в то время как в ОАО такое ограничение отсутствует и акции продаются всем желающим.
Основная часть акций в ЗАО, как правило, принадлежит работникам данного предприятия или его руководителям, которые получают дивиденды по акциям в качестве дополнительного дохода к заработной плате. Это обстоятельство положительно сказывается на мотивации работников этого предприятия к производительному труду, то есть осуществляется принцип, когда работники предприятия одновременно являются его владельцами. При такой форме деловой организации предприятия разрешаются проблемы, которые имели место в полном товариществе. Самое важное – это то, что каждый акционер несет теперь ограниченную ответственность. Инвестор, сделавший вклад в уставный капитал предприятия, может быть теперь уверен, что его личное имущество не может быть отчуждено. Если предприятие обанкротится, то самое большее, что потеряет акционер – это свой взнос в виде платы за акцию.
Организация предприятия в форме ЗАО предпочтительна для средних и малых фирм, которым не требуются единовременные крупные инвестиции и где важна «закрытость» управления компанией.
Значительно большими возможностями по привлечению капиталов из внешних источников обладает открытое акционерное общество (ОАО). Такая мобилизация финансовых ресурсов осуществляется за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг с последующей их продажей всем желающим. Капитал, полученный таким образом, корпорация получает в пожизненное пользование и может направлять его на производство, научные исследования, рефинансирование задолженности и другие цели по собственному усмотрению. В отличие от банковского, по привлеченному за счет ценных бумаг капиталу не требуется платить проценты.
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Решения на этом собрании принимаются путем голосования, причем каждый акционер имеет столько голосов, сколько в его распоряжении имеется голосующих акций. Количество акций, дающих право решающего голоса на общем собрании акционеров, называется контрольным пакетом акций, который составляет 50% + 1 акция.
Общее собрание акционеров избирает совет директоров (7-12 человек). Директора периодически собираются на заседания (например, два раза в месяц), на которых вырабатывается стратегия поведения корпорации, утверждаются особо крупные сделки. Кроме того, совет директоров осуществляет контроль за управленческим персоналом, принимает решения о выпуске новых ценных бумаг и объявляет размер дивидендов.
Руководит текущей деятельностью персонала АО управляющий (иногда он называется президентом). Структура подразделений акционерного общества зависит от специфики ее отраслевой принадлежности, величины компании и других факторов.