Одной из важнейших характеристик личности владельца бизнеса или менеджера является готовность к неудачам. Обычно учебники и практические пособия по организации и управлению бизнесом не упоминают такого понятия, выводя на первый план иные свойства личности предпринимателя – энергичность, настойчивость, волю к победе, стремление доказать себе и другим свою состоятельность и успешность.
При этом другие, не менее важные черты личности организатора бизнеса, в числе которых стрессоустойчивость, позитивное мышление, готовность к неудачам, умение держать удар и работа над ошибками, уходят куда-то на второй или даже третий план. И даже в рамках подготовки менеджеров по программам МВА этот аспект проблемы ведения бизнеса если и затрагивается, то в основном вскользь, в плане общего ракурса.
Но одно дело теория предпринимательства, другое дело – реальная жизнь и сам повседневный бизнес. Здесь, как и в спорте, не бывает сплошных побед без поражений. Стоит ли по этому поводу горевать? Видимо, нет. Более того, поражения являются необходимым элементом совершенствования бизнеса, поводом переосмыслить некоторые ценности и способы взаимодействия с внешним миром.
Успешный рестарт при неудачах в бизнесе заставляет предпринимателя смотреть на вещи другими глазами. Исследования, проводимые в разное время специалистами по психологии и менеджменту, дают нам интересные результаты, которые можно сформулировать в виде некоторых эмпирических правил, следование которым неизменно ведет к успеху. Они просты, понятны и требуют лишь последовательного применения. Они позволяют, по меткому замечанию Дейла Карнеги, «сделать из лимона лимонад». Назовем эти правила:
- Определение приоритетов в работе и личной жизни. Очень часто неудачи в бизнесе начинают преследовать тех людей, которые пытаются действовать сразу по многих направлениям. Можно выступать в роли спортсмена, заводилы и души компании, любовника и сердцееда. Можно одновременно писать кандидатскую диссертацию, ездить на курорты, руководить бизнесом и играть на бирже. Практика показывает, что нельзя разбрасываться – нужно сосредоточиться на одном-двух направлениях. Неудачи терпят те люди, которые расфокусированы, упускают из виду важные детали, которые нередко имеют решающее значение. Всегда надо понимать, что для тебя важнее.
- Ясность цели. Не следует ставить перед собой туманные и слишком отдаленные цели, напоминающие больше мечты, нежели реально достижимые рубежи. Свои текущие и перспективные цели следует записывать на бумаге, дополняя их конкретными планами достижения.
- Необходимо развивать свои лучшие качества. Не нужно терпеливо дожидаться, пока тебя кто-нибудь «откроет», заметит, пригласит стать партнером. Необходимо говорить себе: я хочу, я смогу, я сделаю. Успех приходит к тем, кто его добивается.
- Методы успешных людей следует адаптировать под себя, брать на вооружение, вписывать в свои привычки. Надо постараться понять, что успешные люди делают не так, как обычные работники. Понимание собственных ошибок и их неуклонное искоренение приближает нас к поставленной цели.
- Следует научиться говорить «нет». Это не всегда удобно и часто вызывает дискомфорт. Но психологически это правильный ход, который сразу снимает с нас ряд проблем. Только так можно заработать себе репутацию твердого человека, который не боится отказывать.
- Нужно нравиться самому себе. Следует понять свои лучшие качества и культивировать их. При этом желательно честно назвать вслух или записать свои слабости, затем следует постепенно избавляться от них. Хитрить с собой не рекомендуется. Попытки обмануть себя кончаются неудачами.
- Необходимо следить за временем. У каждого из нас свои биоритмы, предпочтения, привычки. Не следует тратить наиболее продуктивное для нас время на еду, малозначащие разговоры, пустое времяпрепровождение. Следует обязательно выделять время на размышления, обдумывание планов, отдыха, секса.
- Физическая форма и движение. Кто хочет чего-то достичь, должен быть в форме. Необходимо гулять, плавать, делать пробежки, посещать тренажерный зал, играть в спортивные игры. Нельзя давать застаиваться духу и телу.
- Следует развивать положительное мышление. Оптимизм и отсутствие едкой критики поможет избежать многих неприятностей. Позитивное мышление порождает хорошее настроение, привлекает единомышленников, создает творческую атмосферу.
- Разделение ответственности и обязанностей. Владельцу бизнеса не стоит замыкать на себе все управленческие, производственные, финансовые и маркетинговые операции. Следует разграничить обязанности и сферы ответственности между партнерами и сотрудниками фирмы. Желательно использовать энергию и интеллект других людей для достижения общих целей.
- Желательно поощрять персонал и вдохновлять сотрудников на высокие цели. Признание достоинств других людей формирует надлежащую атмосферу в трудовом коллективе, создает у людей желание работать вместе. Работа не должна быть в тягость.
- Владельцу бизнеса необходимо проявлять решительность. Сначала следует понять, в чем состоит проблема и как за нее взяться. Потом проверить, какими средствами компания располагает, определить, достаточно ли их. Проконсультироваться следует со всеми, кто принимает участие в решении данной проблемы. При принятии окончательного решения надо принять в расчет все «за» и «против».
- Следует доверять собственным ощущениям и интуиции. Разум не всесилен. Но интуитивные подсказки и решения приходят к нам в виде слабых сигналов, подсказок судьбы, символических знаков. Чтобы распознать эти сигналы, которые заглушаются эмоциями и внешними воздействиями, нужно время для спокойных размышлений, о чем мы говорили в правиле №7.
- Надо быть прозорливым и предусмотрительным. Следует продумать заранее, какие препятствия могут возникнуть. Это сэкономит время, деньги и ресурсы. Учет будущих рисков и возможных исходов создаст атмосферу уверенности и определенности.
Вот и все правила. Немецкий журнал «Бунте» утверждает, что ими руководствуются не только преуспевающие менеджеры, но и Мартин Лютер, Махатма Ганди, мать Тереза, певица Мадонна, многие видные политические деятели.