О Сирии и сирийском внутреннем конфликте высказано в последнее время много разных мнений. Подавляющее большинство политиков прозападной ориентации, а также многие средства массовой информации сходятся во мнении, что режим Башара Асада является диктаторским, кровавым и нелегитимным, а потому должен быть отстранен от власти любыми доступными способами – включая военную интервенцию извне.
Это консолидированное мнение не разделяют Россия и Китай, которые налагают вето на любые предложения в Совете безопасности ООН, связанные с использованием военной силы по ливийскому сценарию. Таковы факты из хронологии сирийских событий.
Оставим в стороне сложную внутрисирийскую политическую и социальную палитру, в которой присутствуют самые разнообразные экономические, идеологические, религиозные и внешнеполитические интересы. Кроме того, внешним наблюдателям подчас не вполне ясны внутренние политические и социальные процессы в современной Сирии, откуда поступают не всегда достоверные и часто противоречивые факты.
Почему Россия занимает противоположную западным странам позицию и правильно ли она поступает – эти моменты мы кратко проанализируем в рамках данной статьи.
Начнем с простого вопроса – есть ли в политике дружба, честь, твердость договоренностей и принципов, или все подчинено текущим интересам государства и целесообразности по Макиавелли? Западные политики в основной массе своей считают, что постоянных друзей и партнеров быть не может; есть только временные альянсы, образуемые под какую-то прагматическую идею или выгоду. Во имя текущего эгоистического интереса государство вправе гибко менять свою политику, пряча несоблюдение своих обязательств перед партнерами и союзниками за словоблудием, облаченное в подобие правовых норм. Все экономические и политические процессы, происходящие в мире, рассматриваются исключительно сквозь призму сиюминутных выгод – и именно такая внешнеполитическая линия рассматривается в западных демократиях как наилучшая из всех имеющихся альтернатив.
Российская внешняя политика, проводимая В.Путиным, резко отличается по своим канонам и основополагающим принципам от прозападных моделей. В ее основу заложено иное миропонимание, ценностей и интересов. Честность и открытость – вот главные посылы внешней политики времен В.Путина и Д.Медведева. Антагонистические противоречия в подходах России и западных стран рельефно обозначились В.Путиным на Мюнхенской конференции в 2007 году, когда российский президент прямо указал лидерам «развитых» стран на их лицемерие и двуличие в вопросах международной безопасности. Тем самым был публично оформлен факт морального превосходства России (на этом аспекте мы останавливались ранее в статье «Россия в современном мире. Духовное лидерство»).
Вообще, следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что на внешнеполитической арене у В.Путина и российской дипломатии под руководством С.Лаврова достижения очень высокие; они гораздо более значительные, чем во внутренней жизни страны – здесь мы видим больше ошибок и недоработок. За последнее десятилетие имидж России как великой державы, несомненно, во многом восстановил свой былой статус; наша страна проводит ныне вполне суверенную и независимую политику, что, естественно, не нравится США и их вассалам.
Теперь спроецируем все вышесказанное на внешнеполитические аспекты сирийского конфликта. Россию и Сирию связывают давние экономические и политические отношения – еще со времен Хафеза Асада, отца нынешнего сирийского президента. Моральная и военно-техническая поддержка Б.Асада как легитимного главы государства имеет для России особое значение.
Во-первых, В.Путин посылает определенный мессидж всей мировой политической элите – мы своих союзников не бросаем, даже в том случае, если против них ополчились США и их союзники по НАТО. Повторения «бомбежек Югославии» больше не будет.
Второй момент связан с поддержанием политического реноме России на международной арене, − все, ребята, слабая Россия кончилась, придется всем перестраиваться под новые реалии.
Конечно, возврат к статусу мирового политического лидера теперь потребует подкрепления со стороны военного, экономического и идеологического ресурса. В.Путин и Д.Медведев хорошо осознают это и потому форсированными темпами перевооружают армию, модернизируют ВПК, совершенствуют военно-политические доктрины. На этом тернистом пути существует реальная опасность втянуться в гонку вооружений, милитаризовать экономику, обескровить социальную сферу.
Нельзя также сбрасывать со счетов то обстоятельство, что ответом на поддержку Сирии может стать для России усиленная пропагандистская, идеологическая и подрывная работа со стороны спецслужб и западной дипломатии, излюбленным способом которой являются действия через наших ближайших соседей, всячески разжигая в странах СНГ шовинистические и антироссийские настроения. На наш взгляд, чем большие успехи и достижения мы будем демонстрировать – в политике, экономике, в спорте, культуре, социальной сфере – тем ожесточеннее и изощреннее будет сопротивление «развитых» стран и их сателлитов.