Вопрос с частными биржевыми трейдерами в современной России стоит достаточно остро. Только за последние два ковидных года их численность выросла до 18 миллионов человек. Средний размер счёта на начало 2022 года составлял 1-1,5 млн. руб. в регионах, в Москве — 2,5 млн. В связи с развитием цифровых платформ для биржевой торговли с мобильных устройств и домашних компьютеров пробовать себя в трейдинге решилось большое число лиц разных возрастов — причём онлайн-торговлей на Московской бирже стало увлекаться много девушек и женщин. Особенно мощно вырос приток новых трейдеров в период низких банковских процентов по депозитам — и тогда наш фондовый рынок неплохо подрастал.
Всё мгновенно переменилось 24 февраля текущего года, когда началась специальная военная операция на Украине. Рынок мгновенно обрушился на треть. Иностранные инвесторы в панике покидали наш рынок — и в общем-то, как выяснилось потом, не зря. Ситуация живо напомнила тот мартовский день 2014-го, когда В. Путин запросил у Совета Федерации одобрение на ввод войск на Украину в 2014 году. Тогда отечественный биржевой рынок обвалился также стремительно, как и 24 февраля 2022-го.
Правда, есть немаловажные нюансы. Тогда, в 2014-м, правительство не приглашало всех желающих к торговле на бирже, не сулило им налоговые вычеты и специальные инвестиционные счета — так называемые ИИС. После того, как многие россияне втянулись в биржевую торговлю, для них была открыта ещё и утренняя торговая сессия (с 7.00 до 10.00), а также вечерняя. В общем, торгуй, сколько влезет.
После обвала рынка и приостановки биржевой торговли ценными бумагами на целый месяц выяснилось, что инвестиции в российские и зарубежные активы — не такое выгодное дело, как первоначало оглашалось. Теперь миллионы новоиспечённых российских трейдеров застряли в позициях и крепко думают — что делать, — выходить из позиций с потерями в 30-40%, или пережидать трудные времена? А может быть, потихоньку усредняться?
Справедливости ради надо упомянуть и тот факт, что ранее никогда на отечественном биржевом рынке не было ситуации с блокированием зарубежных инвесторов, которым в 2000-е годы принадлежало 60-65% наших ценных бумаг. В настоящее время объёмы торговли на Мосбирже упали, о проведении утренних и вечерних сессий не может быть и речи.
Когда наступит перелом на нашем рынке ценных бумаг и крупные инвесторы вновь начнут покупать российские активы? Сказать сложно — может быть, это произойдёт уже через 3-4 месяца, а может и через год-два. Пока перспективы весьма туманны. И те деньги, которые правительство выделяло на поддержку нашего фондового рынка (в размере 1,2 трлн. руб.) пока, по-видимому, на биржу не попали. Хотя однажды был мощный выкуп бумаг, похожий на то, что делал ВЭБ в кризисном 2009 году.
А пока наш рынок с содроганием ждёт того момента, когда ЦБ разрешит нерезидентам продавать свои бумаги. Если государство не вмешается, мы можем увидеть котировки, которые были в 2009 году — Сбербанк по 13 рублей и Газпром по 100.
Что же будут делать те миллионы российских трейдеров, которые купили российские и зарубежные акции и которые потеряли существенные суммы из-за политических событий? Вероятнее всего, большинство из этих людей будут сильно разочарованы и раздражены потерей своих денег и вряд ли вернутся на биржевой рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Российскому биржевому рынку предстоит трудный период дальнейшего падения и последующего восстановления в грядущие 8-10 лет. Конечно, есть некоторая вероятность того, что военная кампания на Украине будет к осени завершена и зарубежные инвесторы массово пойдут на отечественный рынок. Лично мне такая перспектива кажется мало реалистичной.
Надеюсь, что война закончится как можно скорее, и экономика восстановится как можно скорее!