Происхождение термина саббатикал тесно связано с древним иудейским понятием шаббат, имеющим духовное и мировоззренческое значение. В шаббат верующие не работают, отвлекаясь от всего мирского, бытового, преходящего. Специалисты по мотивации труда, владельцы бизнеса, научных и творческих организаций взяли на вооружение этот инструмент, с той лишь разницей, что отвлечению от повседневности и духовной работе посвящается не каждый седьмой день недели, а каждый седьмой год работы на предприятии или в организации. Если мы заглянем в Англо-русский словарь В.К. Мюллера (1992 г. изд.), то увидим, что бизнес-термин Sabbatical (сабба́тикал или сабба́тикэл) происходит от аналогичного американского слова, означающего каждый седьмой год работы, когда профессор университета свободен от чтения лекций.
Иными словами, какому-либо работнику, — например, учёному, программисту, педагогу, исследователю, журналисту, перспективному сотруднику, — предоставляется длинный отпуск от 2-3 месяцев до года для отдыха, поиска новых идей, написания книги, диссертации, монографии, сценария и проч.
Начиная с 19 века саббатикал предоставляли, как правило, только профессорам, которым надо было отвлечься от чтения лекций и работы со студентами, чтобы продолжить или завершить научный труд. В российской научной и педагогической практике это называлось иначе — творческий отпуск, что, по сути, не меняло смысла этого инструмента.
Следует подчеркнуть, что саббатикал — это не благотворительность со стороны администрации вуза, научной организации или корпорации (в последние десятилетия практика предоставления саббатикал была перенесена и в корпоративный сектор — его стали предоставлять своим сотрудникам IT-гиганты, глобальные соцсети, крупные корпорации). За счёт предоставления саббатикал работодатели стремятся решить сразу несколько проблем.
Во-первых, дать возможность перспективному сотруднику отвлечься от текучки и сосредоточиться на главной проблеме, важной для организации.
Во-вторых, купировать проблему «профессионального выгорания», когда сотрудник теряет интерес к выполняемой работе, становится равнодушным, циничным, язвительным. Снять стресс и психически перевоплотиться — цель саббатикал. Помимо этого, сотрудник чувствует доверие и уважение к себе руководства компании, что мотивирует его на новые достижения.
В-третьих, саббатикал играет репутационную и имиджевую роль, приносящую компании или организации известность, славу, влияние. Наличие в компании процедуры предоставления саббатикал привлекает на работу таланты.
Есть ли у саббатикал недостатки? Несомненно. Оплачиваемый компанией или организацией длительный отпуск может быть использован в личных целях (выстраивание собственного бизнеса, в подработках, в чрезмерных увлечениях путешествиями, алкоголем и проч.). В этом случае работодатель просто теряет денежные средства, выплачиваемые сотруднику в качестве зарплаты. Поэтому предоставление саббатикал — тонкий процесс, в котором важен индивидуальный подход.