Вопрос о сумме замороженных средств Центрального банка России, отечественных компаний и частных лиц оценивался после начала СВО в размере 300 млрд. долл. Именно о такой сумме сообщали западные СМИ в начале весны 2022 года. Однако спустя несколько месяцев те же западные источники вдруг изменили свою победную тональность и стали говорить более осторожно о примерно 100 млрд. долл. замороженных активов. В чём же причина столь существенных расхождений, с чём связана столь внушительная переоценка ценностей?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует обязательно оговориться, что способы перемещения золотовалютных резервов (ЗВР) России, операции по счетам, купля-продажа иностранных ценных бумаг — всё это, по большей части, является государственной тайной и скрыто от глаз широкой общественности. Поэтому отвечать на поставленный вопрос о суммах замороженных средств приходится в предположительном плане, без подтверждения конкретными числовыми данными. Но так поступаем не только мы, но и «информированные источники» из западных СМИ, которые неожиданно «теряют» 200 млрд. долл. от заявленной первоначально суммы.
Так вот, особенностью операций с ЗВР на мировом рынке является то обстоятельство, что большинство участников финансовых отношений (в том числе и Центробанки) действуют не напрямую, а опосредованно, через цепочки офшорных компаний, имена собственников которых закрыты — в том числе и для спецслужб, и государственных структур, следящих за отмыванием преступных доходов. Конечно, кое-что им известно (как и отечественному Росфинмониторингу) — например, имена номинальных директоров, от чьего имени осуществляются операции, известна юрисдикция офшорной компании (например, Багамы, Кипр или Каймановы острова), видна часть операций купли-продажи или перевода средств. Но поскольку след путается целой чередой офшоров, осуществляющих транзакции между собой или с конвертацией средств в криптовалюты, увидеть картину в целом удаётся редко.
Иными словами, если покупатель, например, американских казначейских облигаций действует под прикрытием, а не заявляет прямо что он официальный дилер Минфина или Центробанка РФ, то американским властям надо разыскать владельца и доказать его принадлежность к России и объявленным санкциям.
Поскольку в процессе поиска денег Российского государства приходится часть средств возвращать законным владельцам (или их представителям), сумма замороженных активов России значительно меняется.