Что такое анимизм, знают почти все — этот термин происходит от латинского слова anima — душа и означает одухотворение, наделение душой всех сил и явлений природы, а также предметов, окружающих человека. Анимизм — очень древний феномен, но не потерял своего значения и поныне. Более того, он приобрёл новое качество, глубину и массовость распространения в самых различных проявлениях.
Так, большинство автомобилистов и байкеров наделяют душой свои авто или мотоциклы, дают им имена собственные (например, моя Ласточка), отмечают какие-либо черты характера. Наши бойцы на фронтах СВО просят свои танки, боевые машины пехоты, бронетранспортёры, машины РСЗО о безотказной работе, скорости, маневренности при смене позиций. Знаменитый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» раскрывает тему агрессии европейцев по отношению к России через немецкий танк «Тигр», который сам, без экипажа, магическим образом атакует советские войска, а потом пропадает неизвестно куда, вновь дожидаясь своего часа.
Имеются киноленты о внезапно взбесившихся автомобилях и другой технике в американском кинематографе. И, конечно, эта тема проходит красной нитью через обсуждения опасности искусственного интеллекта (ИИ), которые по своей воле и желанию может истреблять людей.
А что же такое экономический анимизм? В чём состоят его особенности и как он выглядит в современной теории и практике?
Экономический анимизм — это одухотворение любых вещей и явлений, связанных с деньгами, драгоценными металлами, с богатством, финансами, торгами на интернет-бирже или в офлайне, с арт-объектами, приносящими удачу или фиаско, с оберегами для себя и проклятьями для конкурентов, с правильными и неправильными названиями компаний, товаров, пакетов услуг, с использованием благоприятных или провальных символов и т.д.
Как показывают социологические опросы, в нашей стране верят в существование высших сил две трети населения. За последние тридцать лет эта цифра колеблется незначительно. В своей основной массе эти люди видят картину мира не материалистической, а оккультной, с участием противоборствующих сил добра и зла. На невидимый тонкий мир можно повлиять, считают многие, обратившись непосредственно к тёмным или светлым потусторонним силам, или воспользоваться услугами экстрасенсов, шаманов, гадалок, медиумов.
Мы не можем с уверенностью заявить о наличии или отсутствии таких сил, но то, что вера человека помогает в хозяйственных делах, это можно сказать вполне определённо. Психологическая убеждённость в действенности магического амулета или оберега, спасающего от экономических потерь, вера в поддержку духов, золотого тельца помогает в различных жизненных ситуациях, в предпринимательском деле, в осуществлении бизнес-операций. Напомним, что даже древние римляне, отличавшиеся своим прагматизмом и малой религиозностью, не приступали к важным государственным делам без гаданий по полёту птиц или на внутренностях жертвенных животных (трактовку давали особые должностные лица — авгуры).
С вхождением в нашу жизнь ИИ тема экономического анимизма открывает целый пласт новых верований, направлений поклонений, гаданий, обрядов, попыток воздействия на тонкий, реальный и виртуальный мир. Наделение душой и мыслительными способностями различные гаджеты, смартфоны, компьютеры, цифровые образы, персонажи метавселенных и своих цифровых двойников будет со временем лишь расширяться и дополняться.