После начала специальной военной операции российских спортсменов подвергли жёсткой дискриминации на международной арене — их не допускают к участию в Олимпиадах, в чемпионатах мира и Европы, во многих коммерческих соревнованиях. От них отвернулись крупные спонсоры, их доходы и слава стали проседать. В связи с этим обстоятельством в среде профессиональных атлетов стали возникать брожения, ропот недовольства и даже последовали случаи смены спортивного гражданства (таковых, по данным Минспорта РФ, с начала СВО насчитывается более 70).
Дабы предотвратить отъезд российских профессиональных атлетов за рубеж, Министерство спорта выдвинуло идею формирования «золотой сотни» российских атлетов с достойной заработной платой. Об этом общественность уведомил заместитель министра спорта РФ Алексей Морозов, сообщает «Интерфакс».
Суть данной инициативы состоит в том, чтобы взять под крыло государства наиболее известных российских спортсменов, выплачивая им приличную зарплату. И если на сегодняшний день её предельный размер составляет 147 тысяч рублей в месяц, то со следующего года зарплата возрастёт до 200 тысяч.
Такие же финансовые условия распространяются и на тренеров. «Кроме того, — цитирует Морозова «Матч ТВ». — мы хотим ввести понятие «золотая сотня» для выдающихся спортсменов, чтобы их не перетаскивали в другие национальные сборные, чтобы была обеспечена достаточная заработная плата».
Насколько хороша данная идея? Каковы могут быть подводные камни? На этот счёт хотелось бы поделиться своими сомнениями.
Во-первых, сразу возникает вопрос об определении атлетов и тренеров, попадающих в заветный список, то есть министерскую «золотую сотню». Кто конкретно будет определять пофамильный перечень, будут ли при этом играть роль личные связи, каков будет набор критериев (молодые перспективные атлеты и тренеры, действующие члены сборных команд, заслуженные ветераны)?
Во-вторых, будет ли данное вознаграждение выделяться тем атлетам и тренерам, которые уже имеют иные места работы, действующие контракты со спонсорами и рекламодателями, или будут выделяться только тем, у кого нет иных источников дохода?
В-третьих, будет ли выделение зарплат участникам «золотой сотни» пожизненным или временным? И что будет, если атлет или тренер, получавший зарплату из данного государственного фонда вдруг всё-таки уедет за рубеж и подобно Елене Исинбаевой скажет, что всё это было чисто номинальным?
Масса вопросов будет возникать и по видам спорта. Для одних атлетов из игровых видов спорта — это совсем небольшая сумма, для других, из «некоммерческих» видов — это большие средства.
Могут возникнуть ненужные вопросы и со стороны общественности — почему «золотая сотня» организуется только для атлетов и тренеров, а не для кинематографистов, научных работников, работников культуры и искусства и т.д. В общем, при ближайшем рассмотрении идея создания «золотой сотни» не кажется мне особо удачной; её воплощение в жизнь создаст множество обид, трений, обвинений, что в итоге принесёт отечественному спорту больше вреда, чем пользы.