Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но и государство в лице своих органов и специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица.
Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).
На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как Центральные банки или министерства финансов. Центральные банки выступают агентами и дилерами правительства в операциях купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов, регулируют денежную массу в обращении; министерства финансов выступают на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств, вступая в конкурентную борьбу с частными институтами. Таким образом, государство осуществляет предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.
Функционирование государства на местном уровне осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:
· Во-первых, в наиболее прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);
· Во-вторых, в сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;
· В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которые частный сектор инвестирует средства неохотно.
Реализуется государственная предпринимательская деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской (муниципальной) собственности. Такие предприятия получили название унитарных (от фр. Unitaire – единый; единый собственник). Таким образом, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям и паям, в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или городской собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения.
На принципах оперативного управления строятся унитарные предприятия, находящиеся в общегосударственной, федеральной собственности; в российской хозяйственной практике такие предприятия называются казенными (название казенные предприятия происходит от тюркского слова «казна» − ценности, имущество, принадлежащие государству).
Образует казенные предприятия правительство; оно выделяет казенному предприятию имущество, которым предприятие не может самостоятельно распоряжаться (например, продавать или сдавать в аренду и т.п.), а действует лишь с согласия собственника. Причем собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изымать имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Что же касается произведенной продукции, то казенное предприятие может реализовывать его самостоятельно, так, как считает нужным, за исключением случаев, когда выпускаемая продукция не может поступать в свободную продажу (например, оружие, специальные медицинские препараты и химические вещества и т.п.). Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Несколько иные принципы функционирования лежат в основе деятельности унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. В целом они менее жестки, чем у казенного предприятия; право хозяйственного ведения предоставляет предприятию несколько большую экономическую свободу. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определяет его цели и сферу деятельности, способы реорганизации и ликвидации предприятия, назначает директора, а также осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием имущества предприятия.
Унитарное предприятие с правом хозяйственного ведения не может самостоятельно продавать вверенное ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить его в складочный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Однако остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Действует унитарное предприятие на основании устава, который утверждается уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Аналогично с хозяйственными обществами унитарное предприятие имеет уставный фонд, минимальная величина которого устанавливается законодательством. На момент государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен.
Если по результатам финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия становится меньше уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше минимума, установленного законом, предприятие подлежит ликвидации.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; при этом оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества; если унитарное предприятие основано на праве оперативного управления, то фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Например, муниципальное предприятие «Гортопливо», или казенное предприятие «Росвооружение».
Обратимся теперь к рассмотрению достоинств и недостатков унитарного предприятия. Достоинства данной организационно-правовой формы следующие:
— Поскольку унитарное предприятие создается правительством или органами местного самоуправления, то коммерческий интерес в нем может не иметь доминирующего значения. Такое предприятие чаще всего является выразителем общественного интереса;
— Унитарное предприятие более стабильно, нежели частные предпринимательские структуры. Это обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, унитарные предприятия функционируют в специальных сферах коммерческой деятельности, где конкуренция менее остра, и, во-вторых, в связи с постоянным контролем и поддержкой со стороны государства внезапное банкротство им, как правило, не грозит;
— Наемный персонал унитарного предприятия чувствует себя зачастую более комфортно в плане предсказуемости дальнейшей деятельности предприятия (так как работа его связана с меньшим риском). Работа на таком предприятии предпочтительнее для людей, которые получают небольшой, но стабильный заработок.
Что же касается недостатков, то следует подчеркнуть следующее:
· Государственная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда;
· Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия;
· Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.
Отмеченные недостатки весьма серьезны, поэтому унитарное предприятие целесообразно создавать только в тех областях, где другие формы организации бизнеса неэффективны.