Одной из центральных задач менеджмента является решение вопроса о том, как сформировать позитивное отношение к своему бизнесу и брэнду, как обеспечить лояльность потребителей, коллег и собственных работников? Мировой практикой предпринимательского дела наработан целый комплекс мероприятий, который позволяет решить эту важную задачу.
В системе инструментов по формированию позитивного имиджа компании видное место занимают бизнес-подарки. Под бизнес-подарками мы будем понимать любые объекты вещественной или нематериальной природы, которые передаются в дар отдельным индивидам или организациям. Уточняющее слово «бизнес» означает, что подарки делаются в деловой среде. Предметами дарения могут быть авторучки, часы, сувениры, картины; в дар могут преподноситься стихи, песни, музыкальные произведения, видеоматериалы, услуги.
Бизнес-подарки оказывают положительное воздействие практически на все категории людей – на мужчин и женщин, молодежь и престарелых, на высоко и малообразованных, на горожан и сельских жителей. Психология человека устроена таким образом, что подарки воспринимаются не только как самоценные предметы или услуги, но и как элемент уважения, признания, значимости личности, хорошего отношения со стороны дарителя. Соответственно, сделанный компанией подарок – это не просто потраченные деньги, это в определенной мере покупка хорошего отношения, которое может стоить гораздо больше, чем рыночная стоимость бизнес-подарка. Иными словами, бизнес-подарок для прагматичного и дальновидного предпринимателя – это инвестиции в партнеров, потребителей, в собственный персонал.
Бизнес-подарок может быть предметом любым, в том числе и таким, который визуально не связан с компанией-дарителем. На нем могут отсутствовать памятные надписи или другие индивидуализирующие признаки. В отдельных случаях это может быть правильно и даже необходимо. Однако такие случаи – все же исключения из общего правила. Преимущественно следует так оформлять бизнес-подарки, чтобы они служили напоминанием о фирме-дарителе, поддерживали ее позитивный образ в сознании обладателей подарков. Желательно также использовать в качестве бизнес-подарков те предметы, которые всегда на виду – часы, сувениры, пепельницы и т.п. – с тем, чтобы они могли стать темой разговора между гостями и знакомыми их обладателя, между членами семьи, посетителями офиса или рабочего кабинета. В подобных случаях эффективность бизнес-подарков многократно возрастает, успешно распространяется позитивный имидж компании. В этой связи желательно снабжать бизнес-подарки знаками идентификации – торговыми марками, логотипами, слоганами, талисманами фирмы.
Память человека работает по ассоциативному принципу. Припоминание одного события захватывает сходные по какому-либо признаку факты или даты, переносит на них определенное настроение или отношение. Таким образом, если имеется позитивное восприятие бизнес-подарка от компании, то вероятность переноса благоприятного имиджа на новые товары или услуги данного производителя значительно возрастает. Здесь в определенной мере действует каскадный принцип, когда позитивное восприятие одного продукта распространяется на другой.
Правильно выбрать бизнес-подарок (по цене, назначению, функциям) – только часть процесса. Очень важным элементом процедуры дарения является надлежащее окружение, соответствующий антураж, вызывающие положительные эмоции и добрые чувства у всех участников церемонии вручения подарка. Формальное отношение к фазе вручения бизнес-подарка, неискренность или пренебрежительное отношение к получателю подарка может вызвать обратную реакцию со стороны его самого или окружающих. Тогда вместо положительного эффекта можно получить противоположный отклик – отторжение, обиду или разочарование. Чтобы этого не произошло, следует учитывать традиции, внутрикорпоративную культуру и личность получателя бизнес-подарка. Здесь необходимо подчеркнуть, что процедура подготовки и вручения бизнес-подарка – весьма тонкий экономический, социальный и культурный процесс, который требует тщательной проработки и искусного исполнения.