Одно из важнейших мест в системе спортивного бизнеса занимает атрибутика и сувенирная продукция. Являясь непременным элементом современных спортивных событий, продукция с символикой профессиональных клубов, изображениями эмблем и торговых марок, талисманов игр и соревнований, пользуется неизменным спросом у болельщиков. Умело и с юмором сделанная сувенирная продукция, спортивные аксессуары и одежда, значки и шарфы, книги и мультимедиа об участниках соревнований – все это хорошо раскупается зрителями и туристами. И даже сами спортсмены, участвующие в соревнованиях, перед встречей дарят соперникам памятные вымпелы и талисманы, а после игры обмениваются клубной спортивной формой.
Теоретически выверенной и четко сформулированной бизнес-категории «спортивная атрибутика» мы не найдем ни в одном справочнике или пособии по экономике спорта. Это понятие очень обширно и включает в себя широчайший спектр продукции, несущей на себе прямо или косвенно, имиджевую составляющую спорта, профессионального клуба или отдельного атлета.
Приобретение всякого товара вызывается определенными потребностями и мотивами. Для спортивной атрибутики – это потребности в сопричастности, переносе имиджа и позитивных воспоминаниях о тех или иных событиях.
Покупая себе бейсболки, шарфы, футболки и другие товары, маркированные именами, торговыми марками, эмблемами клубов и символикой национальных сборных, потребители сознательно или неосознанно переносят на себя имидж отдельных спортсменов или команд в целом, чувствуя себя частью спортивного сообщества. Ведь не обязательно быть спортсменом, тренером или работником спортивной отрасли, чтобы ощущать сопричастность к большим соревнованиям и спортивным событиям. Самой значительной по численности когортой спортивных форумов и соревнований всегда были и остаются зрители, болельщики, туристы. Именно они обеспечивают прибыли участникам спортивной индустрии, на их интересы направлен фокус внимания организаторов спортивного бизнеса.
Потребность болельщиков и туристов в сувенирной продукции и спортивной атрибутике известна с незапамятных времен. Желание сохранить в воспоминаниях волнующие минуты спортивного события, драматизм напряженного поединка, ощущения переживания и победы – все эти мотивы заставляют участников спортивного зрелища покупать какие-то вещи на память, делать фотографии, снимать происходящее на видео. Сувениры и атрибутика, увиденные в доме болельщика друзьями и знакомыми, создает повод для разговоров о спорте, рассказах об увиденном. Большой интерес спортивная символика представляет для участников спортивных фан-клубов и коллекционеров, собирателей автографов, для которых это уже не просто дружеские разговоры, а темы профессионального общения.
Следует также отметить, что спортивная атрибутика для болельщиков – это еще и знак принадлежности к той или иной команде, инструмент отличия «своих» от «чужих». Болельщики одной команды сразу находят между собой общий язык, быстро знакомятся, завязывают дружеское общение, помогают друг другу.
Специальная одежда, макияж и атрибутика являются важнейшими компонентами бустреппинга (от английских слов «boost» — «горячо поддерживать», и «rap» — «выкрикивать»), то есть поддержки болельщиками своей команды или отдельных спортсменов. Инструменты бустреппинга включают в себя шумовую поддержку (создаваемую аплодисментами, трещотками, барабанами, свистом, пением гимнов), визуальную (фальшфейеры, фейерверки, дым, знамена, баннеры) и психологическую поддержку. Надо ли говорить, что различные элементы атрибутики и индивидуализации болельщиков играют при этом неоценимую роль.
Особо рьяные болельщики никогда не расстаются с клубными значками, украшают свои квартиры картинами, посудой и даже постельным бельем со спортивной символикой, собирают автографы известных спортсменов и тренеров, ведут статистику встреч и состава любимой команды.
Потребности обширных групп болельщиков, зрителей и туристов удовлетворяет целая отрасль спортивного бизнеса, менеджеры которой постоянно изучают имеющийся спрос и под возникающие потребности осуществляет производство востребованной продукции.
Отрасль спортивной атрибутики отличается от прочих отраслей бизнеса своими отличительными особенностями и спецификой реализации продукции. Отметим эти особенности и дадим им краткую характеристику.
1. Сезонность производства и продаж. Многолетняя практика функционирования отрасли спортивной атрибутики во многих странах мира указывает на ярко выраженный сезонный характер спроса, предъявляемого на продукцию профильных предприятий. Сезонность проявляется в том, что в периоды выступления сборной или клубной команды количество продаж спортивной атрибутики и сувенирной продукции существенно выше, чем во времена межсезонья. Следовательно, велики колебания спроса на работников из сферы производства и торговли, занятых в данной отрасли.
2. Цикличность реализации продукции. Периоды активизации продаж спортивной атрибутики и сувенирной продукции имеют локальный и спорадический характер. Пики продаж приходятся на предсоревновательные, предматчевые и отчасти послематчевые периоды. После завершения спортивных событий продать товары с символикой прошедших игр чрезвычайно сложно. Чаще всего без помощи скидок и распродаж организаторам спортивного бизнеса здесь обойтись не удается.
3. Персонификация продукта. Практически все изделия, произведенные для болельщиков и туристов, имеют отличительные знаки персонификации, то есть отношения к какому-либо спортивному клубу, местности или спортивному событию. К числу отличительных элементов относят торговые марки и эмблемы клуба, логотипы и талисманы команд и событий, изображения спортсменов и тренеров, гербы и символы города, на территории которого проводятся соревнования.
4. Отчисление части дохода правообладателю. Как правило, перенос имиджа отдельной команды, клуба, их торговых марок, логотипов и фирменной цветовой гаммы на различные товары, требует согласия тех лиц, которым принадлежат соответствующие права. То же самое можно сказать и о продукции, использующей изображения известных спортсменов, тренеров или спортивных сооружений. Согласно действующему во многих странах закону о защите авторских прав и интеллектуальной собственности, любое несанкционированное использование торговых марок и защищенных законом изображений запрещено. Производителям, желающим использовать на своих изделиях данные элементы и символику, необходимо заключать двусторонние соглашения с правообладателями. Как правило, соглашения такого рода предусматривают определенные денежные отчисления в размере 10 – 15% получаемой прибыли от реализации данных изделий. Если производитель уклоняется от заключения соглашения, то изготовленные им изделия с торговыми марками и отличительными особенностями третьих лиц считаются контрафактными.
Современная отрасль спортивной атрибутики и сувениров производит огромную номенклатуру продукции. В каждом городе, имеющем сколько-нибудь значительные спортивные клубы, есть предприятия и частные предприниматели, специализирующиеся на изготовлении данного вида изделий. Сбыт готовой продукции осуществляется через сеть особых магазинов и торговых точек, расположенных в пределах спортсооружений, спортивных кафе или клубных комплексов. Основные виды атрибутики и сувенирной продукции, пользующихся неизменным спросом у болельщиков и туристов, рассмотрим ниже.