Мировые тенденции распространения фит-бизнеса по различным странам и регионам свидетельствуют о тесной связи между уровнем благосостояния населения и восприятием идей здорового образа жизни. Подобная взаимозависимость объясняется довольно просто: если большая часть заработанного дохода домохозяйств расходуется на пищу и другие неотложные платежи, то потребителям бывает весьма затруднительно воспользоваться услугами фитнес-клубов по финансовым причинам.
С ростом доходов, когда первоочередные потребности удовлетворяются полностью, люди начинают больше беспокоиться по поводу своего здоровья, физической и творческой активности, о долголетии и рациональном питании. Расходы на фитнес, досуг и развлечения начинают расти опережающими темпами, формируются благоприятные условия для развития массовой фитнес-индустрии.
Фитнес-индустрия весьма чувствительна к росту или снижению доходов населения, так как спрос на фитнес-услуги эластичен по доходу. При этом даже незначительное повышение доходов и благосостояния населения обеспечивает существенный прирост расходов на фитнес (см. рис.1). Так, например, рост доходов населения на 5% увеличивает расходы на фитнес на 10-12%.
Существенное влияние на интенсивность формирования фитнес-индустрии и ее инфраструктуры оказывают условия для развития предпринимательства в том или ином регионе. Благоприятный деловой климат, приемлемые ставки налогов, надлежащая защита имущества и личности предпринимателя формируют необходимые предпосылки для широкого распространения фит-бизнеса, вовлечению широких масс населения в сферу физической активности и здорового образа жизни. Заинтересованность местных и центральных властей в оздоровлении населения, в развитии сферы спорта и фитнеса также способствует созданию позитивного фона для развития предпринимательства в фитнесе, привлечению отечественных и иностранных инвестиций в этот вид бизнеса.
В этой связи важным обстоятельством является такое направление работы законодательной и исполнительной власти, как постоянные консультации с бизнесом, взаимная координация работы, реклама и пропаганда здорового образа жизни, проведение инвестиционных выставок, конференций, презентаций.
Распространение и закрепление в общественном сознании идей и ценностей фитнеса самым непосредственным образом зависит от того, насколько благодатной оказывается почва для культурной экспансии здорового образа жизни. Сложившиеся обычаи, привычки и стереотипы поведения населения могут создавать серьезный барьер для идеологии нового образа жизни и отказа от сложившихся традиций.
Так, весомым препятствием для динамичного развития фитнес-индустрии является высокий уровень потребления спиртных напитков и табакокурения. Людям, привыкшим общаться в пивных барах, кафе и ресторанах, психологически сложно перестроиться и отказаться от сложившихся поведенческих шаблонов. Традиции отмечать праздники, юбилейные даты и праздничные события за столом, поглощая большое количество горячительных напитков и пищи, прочно укоренились, вошли в плоть и кровь многих народов.
Часто случается так, что новые клиенты приходят в фитнес с уже приобретенными явными или скрытыми заболеваниями, с алкогольной зависимостью, с избыточным весом и расшатанной психикой – то есть тогда, когда восстановить утраченное здоровье чрезвычайно сложно.
Еще одним фактором, затрудняющим развитие фитнес-индустрии, становится в отдельных странах и регионах религиозно-культурный феномен. Религиозные нормы, сложившиеся на протяжении многих веков, ограничивают верующих (прежде всего, женщин) в спорте, играх, физической активности. Общественное мнение в преобладающем числе исламских стран настроено негативно в отношении публичных форм двигательной активности, считая их порождением западной культуры, которая чужда по своей природе культуре мусульманского мира.
Сложно проходит проникновение фитнеса в те регионы, где высок уровень молодежной и уличной преступности. Неблагоприятная криминогенная ситуация заставляет многих людей воздерживаться от вечерних посещений фитнес-клубов, вводить ограничения для своих детей и родственников на самостоятельные поездки к местам занятий. Высокий уровень преступности всегда является существенной преградой для ведения любой предпринимательской деятельности, а для фитнеса это верно вдвойне.
Следует также отметить, что даже при прочих благоприятных условиях фит-бизнес может развиваться с большими задержками из-за дефицита кадров. Отсутствие в том или ином регионе достаточного количества специалистов высокой квалификации, обладающих современными знаниями и умениями, является большой проблемой для формирования сети фитнес-клубов и ряда направлений вспомогательной коммерческой деятельности. Недостаток менеджеров, фитнес-инструкторов, врачебного персонала, косметологов, массажистов, заставляет организаторов фит-бизнеса заполнять данные рабочие места дилетантами, людьми с недостаточной квалификацией и малой практикой. В результате имидж фитнеса как института и образа жизни бывает скомпрометирован и восстановление его репутации требует достаточно длительного времени.
Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что фитнес быстрее принимается в тех регионах, где сильны традиции занятия физической культурой и спортом. Там, где массовый спорт укоренился, где имеются спортивные школы, проводятся различные соревнования, имеются бассейны, спортзалы, стадионы и иные спортивные сооружения, фитнес воспринимается легко и органично разными возрастными и профессиональными группами населения. Но в то же время следует учитывать, что рынки спортивных услуг в таких регионах довольно плотно насыщены, а за контингенты занимающихся идет напряженная конкурентная борьба.