Логично было бы предположить, что государство в лице законодательной и исполнительной власти в силу социальной значимости фитнеса и его несомненной пользы в деле развития человеческого капитала, будет всячески поддерживать сферу физической активности. Однако на деле подобная поддержка оказывается фитнес-индустрии далеко не везде. Одни страны – как правило, из числа развитых, – поддерживают фитнес и массовую физическую активность на законодательном, пропагандистском и моральном уровне, предоставляя фитнес-индустрии налоговые льготы и иные преференции. Другая группа государств с развивающейся экономикой, приравнивают фит-бизнес ко всем остальным видам предпринимательской деятельности, не принимая во внимание социальную значимость сферы физической активности и ее вклад в развитие человеческого потенциала.
Какая же из представленных позиций верна? Стоит ли государству из всей совокупности видов предпринимательской деятельности выделять особо значимые и приоритетные с последующим предоставлением им финансовой и правовой помощи? Коротко рассмотрим аргументы «за» и «против» селективной поддержки фитнеса.
С точки зрения сторонников либерального подхода и равноправия всех видов предпринимательской деятельности, государство должно придерживаться позиции «ночного сторожа» [1], когда правительство занимается надзором за соблюдением установленных правил игры и норм антимонопольного законодательства. Финансовая, правовая и всякая иная поддержка нежелательна и нецелесообразна, так как рынок сам все расставит по своим местам.
Хотят граждане заниматься физической активностью, поддерживать себя в форме, быть здоровыми и красивыми – пожалуйста, пусть пойдут и купят себе фитнес-услуги, точно так же, как они покупают себе еду, одежду, обувь и другие товары и услуги. Реагируя на имеющийся спрос, рынок предоставляет потребителям необходимые фитнес-услуги.
Однако такой излишне либеральный и прямолинейный «рыночный» подход на деле не отвечает интересам самого государства. Отказываясь от финансовой и законодательной поддержки отрасли физической активности и экономя при этом сотни миллионов рублей, государство опосредованно несет миллиардные потери, связанные с известными социальными болезнями – курением, ожирением, наркоманией и алкоголизмом. Так, по подсчетам британских ученых, в XXI веке только от курения и связанных с ним болезней в мире умрет 1 миллиард человек. Не меньшие потери несет человечество и в связи с прочими социальными недугами, на лечение которых во многих странах мира уходят десятки и даже сотни миллиардов долларов.
Прагматично настроенные правительства сопоставляют ущерб от социальных болезней и суммы, необходимые на их устранение и профилактику. Полученное соотношение составляет пропорцию, примерно равную 5:1. Вывод из данного соотношения напрашивается сам собой – лучше потратить на фитнес и сферу физической активности один миллиард долларов, чем на лечение социальных болезней пять миллиардов. И это при том, что поддержка государства существенно улучшает структуру человеческого капитала, снижает преступность, повышает качество рабочей силы. Иными словами, вложенные в сферу фитнеса и физической активности финансовые ресурсы следует считать даже не затратами, а инвестициями, которые в ближайшие годы начинают давать отдачу.
Понимание этого факта настраивает государственную власть на волну поддержки и взаимодействия с фит-бизнесом. Действую в едином тандеме, государство и представители фит-бизнеса решают злободневные задачи по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению масс населения в ареал двигательной активности и физической культуры, противодействуют вредным привычкам.
Для плодотворного сотрудничества и усиления полезных эффектов от двигательной активности, власти оказывают фит-бизнесу содействие по следующим направлениям:
— в сфере малого предпринимательства способствуют росту численности индивидуальных фитнес-тренеров, работающих без образования юридического лица и небольших фитнес-студий с численностью занятых до 20 человек. Поддержка государства выражается в освобождении от уплаты налогов в первые два года существования малых форм фитнеса, предоставлении предпринимателям субсидированных правительством или местными властями кредитов;
— для всей системы фитнес-индустрии снижаются налоги из-за большой социальной значимости данного вида предпринимательства. Благоприятный налоговый климат позволяет надлежащим образом развиться системе фитнес-клубов по всей стране, создать действенную модель оздоровления и омоложения населения;
— устраняет административные барьеры и монополизм на рынках двигательной активности. Известно, что в отдельных странах существуют довольно большие сложности с выходом на рынок новых компаний и предпринимателей. Для начала своей работы организаторам фитнес-клубов приходиться проходить множество процедур согласования, регистрации, лицензирования. С целью ускорения данного процесса государство формирует упрощенный порядок регистрации, вводит систему «одного окна». Заявительный (вместо разрешительного) порядок и консолидация всех оформлений и разрешительных процедур в рамках одного ведомства позволяет в короткие сроки на рынках фитнес-индустрии достаточную конкуренцию для снижения цен и повышения качества услуг.
Государственная поддержка фитнес-индустрии и регулирование ситуации на рынках физической активности дает несравненно более высокие результаты, чем простое ожидание, когда рыночные силы сами решат все проблемы.
- Данный принцип в экономике принято именовать «laissezf aire» — «позволять делать». Представители этого направления считают, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует».
Отличные публикации!! Мне очень помогли.Спасибо большое.