Понимание денег как олицетворение капитала и основного богатства страны было воспринято в кругах экономистов неоднозначно. Хотя аргументы меркантилистов представлялись весьма убедительно, их эгоистическая и этическая позиции выглядели ущербно, – «ограбь соседа» для пополнения собственного богатства, − звучит довольно сомнительно. К тому же тезис о протекционизме, то есть защите собственных производителей государством и ограничении открытой конкуренции, также вызывал неприятие у либерально настроенных ученых и экономистов.
Питательная почва для формулировки и обоснования новых идей сформировалась во второй половине XVII века во Франции, в стране с преобладающим аграрным сектором и сильными религиозными традициями. Основоположников и последователей нового экономического учения стали называть физиократами (от греч. «физис» — природа и «кратос» — власть). Главными теоретиками и выразителями физиократических идей стали Ф.Кенэ и А.Тюрго.
Удивительна судьба Франсуа Кенэ, признанного главы физиократического учения. Этот придворный врач мадам Помпадур, выбившийся в элиту французского общества из простолюдинов, никогда не писал экономических трудов – вплоть до достижения шестидесятилетнего возраста, когда Кенэ стал работать над своей основной работой «Экономическая таблица», которая увидела свет в 1758 году.
Создав «Экономическую таблицу» , Кенэ стал автором первой макроэкономической модели равновесия как в плане движения национального дохода, так и в части пропорционального его распределения между основными общественными классами. Идею создания своего произведения Кенэ, вероятнее всего, почерпнул из открытий современных ему анатомов и врачей. Изучая человеческое тело, будучи врачом, Ф.Кенэ понял, что оно находится в равновесном состоянии. Здоровый организм человека и животных управляется не ими самими, а «естественными законами», которые надо обнаружить и применять.
Зная об открытии У.Гарвеем законов кровообращения, Кенэ поставил перед собой задачу найти законы динамического равновесия для человеческих сообществ, обнаружить «правильные» пропорции» распределения общественного богатства. Такое «экономическое кровообращение» между основными классами выглядело следующим образом (см. рис.1).
Каждая из сторон получает свою часть национального дохода и после этого обменивается с другими участниками рынка необходимыми товарами и услугами. Получая, например, чистого продукта на 5 млрд. франков земледельцы часть богатства передают классу собственников – 2 млрд. за аренду, на 1 млрд. франков покупают товары у бизнеса, и 2 млрд. расходуют на свое содержание.
Класс собственников расходует полученные 2 млрд. так – на 1 млрд. франков покупает продукты сельского хозяйства у земледельцев и еще на 1 млрд. – товары у бизнеса.
Бесплодный класс получает, т.о., 1 млрд. франков от собственников и 1 млрд. – от земледельцев. Покупая продукты питания и сырье у земледельцев на 2 млрд. франков, бизнес, служащие и люди свободных профессий замыкают кругооборот капитала. Равновесие экономической системы поддерживается за счет справедливых пропорций обмена и ставок налогов. Таким образом, модель Кенэ стала исторически первой, описывающая, помимо равновесия, процесс воспроизводства и дающая понятие о межотраслевом балансе хозяйственных ресурсов.
Модель Кенэ и его теоретические построения весьма заинтересовали Тюрго, который занял на пике своей карьеры должность Генерального контролера (министра финансов) Франции. Работая на своем посту, Тюрго проводил в жизнь идеи физиократов, следуя линии на развитие конкуренции и поощрения развития аграрного сектора экономики.
Физиократы, в отличие от меркантилистов, ориентировались на поиски более эффективных методов обогащения страны, и, прежде всего, предлагали обратиться к сфере материального производства – в частности, сельскому хозяйству. Они утверждали, что «чистый продукт» создается только в аграрном секторе.
Теоретики физиократического учения полагали, что в промышленности работник лишь видоизменяет форму вещества, полученного земледелием. Что же касается количества этого вещества, то в промышленности, по их мнению, оно не возрастает, а остается неизменным. Физиократы, как глубоко верующие люди, были убеждены, что человек вообще не может создавать «чистый» или прибавочный продукт; это может сделать только Бог. Вообще, тема божественного проходит красной нитью через все учение физиократов.
Так, основная концепция модели физиократов – естественный порядок. Что же это за категория? Физиократы понимают ее как порядок, угодный Богу ради благоденствия людей. Этот порядок неочевиден, поэтому люди должны научиться его распознавать, а затем следовать ему. Кенэ так рекомендует распознавать его: «Стоит только вникнуть человеку в самого себя, чтобы обрести неизреченное познание этих законов». В то же время физиократы подчеркивают, что интуитивного восприятия законов естественного порядка недостаточно, и они должны быть «преподаваемы». Таким образом, естественный порядок очевиден не для любого индивида, а доступен лишь умам цивилизованным и либеральным, каковыми были физиократы. Уважение к собственности и власти представлялось им основой естественного порядка.
Надо сказать, что элементы естественного или провиденциального порядка позднее использовались и великим шотландцем Адамом Смитом, – в частности, в его аллегории «невидимой руки Провидения». А.Смит был лично знаком с физиократами и хотел даже посвятить свое «Исследование о природе и причинах богатства народов» Франсуа Кенэ, однако тот умер за два года до издания книги (а традиция не позволяла посвящать труды людям умершим).
Естественный порядок, по физиократам, одинаков и универсален для всех времен и народов А.Тюрго указывает: «Дело не в том, чтобы знать, что есть и что было, а в том, что должно быть. Права людей основаны не на их истории, а на их природе».
Возникает вопрос, как организовать экономическую и социальную жизнь в соответствии с естественным порядком? Это достаточно просто – говорят физиократы, потому что естественный порядок «очевидно наиболее выгодный для человеческого рода». Каждый индивид сумеет легко отыскать наиболее выгодный для него путь; причем найдет его без всякого внешнего принуждения.
В этом тезисе физиократы предвосхищают не только А.Смита, но и маржиналистов. Так, Ф.Кенэ отмечает: «Совершенство хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы при наибольшем сокращении расходов получить наибольшее приращение выгоды». Это тоже естественный порядок.
Концепция естественного порядка имела весьма важные политические и социальные последствия. Вместе со свободой действий и выбора наиболее выгодной сферы деятельности она подразумевала модернизацию существующего монархического режима, слом социально-классовых привилегий и законодательное закрепление равенства прав граждан перед законом.
В области экономической жизни общества для физиократов наиболее значимой стала роль земли в производстве. В ней заключалась самая характерная для физиократического учения концепция.
Всякая производственная операция сопровождается известными расходами и издержками, то есть определенным потреблением богатств. Таким образом, в процессе производства не создается приращение богатства или «чистого продукта». Только в одной сфере – в земледелии, в процессе производственных операций, создается добавочный продукт. Только там, указывают физиократы, созданное богатство превышает потребление. Землевладелец собирает, исключая случаи неурожая, больше хлеба, чем он потребил. Посадив 10 кг картофеля, земледелец собирает 30-40 кг, увеличивая с помощью природной (божественной) силы прибавочный продукт в 3-4 раза.
Ничего подобного не происходит ни в какой другой сфере производства – ни в торговле, ни в обращении товаров, где, очевидно, человеческий труд ничего не создает, потому что только перемещает или обменивает уже созданные продукты. Даже в ремесленном производстве производитель только изменяет, смешивает, складывает сырые материалы.
Вследствие этого физиократы называли промышленников «бесплодным классом». Так они говорили не потому, что не понимали значения промышленности и ремесел, а затем, чтобы показать, что «ремесленники – слуги, или, как их называл Тюрго, — наемники земледельческого класса».
Остается неясным вопрос, признавали ли физиократы способность производить чистый продукт за такими отраслями, как, например, рыболовство, лесоводство, или приоритет отдавался исключительно земледелию. Как бы то ни было, установленная физиократами разница между земледелием и индустрией была теологического происхождения. Возделывание земли было богоугодным делом, один Бог – творец, создающий прибавочный продукт. А занятие ремеслами – это дело людей, и не во власти человека что-либо создать.
Таким образом, физиократы являлись идеологическими противниками меркантилистов, так как объявляли, что рост богатства нации – в сельском хозяйстве, тогда как меркантилисты видели приращение богатства только в торговле и сфере обращения, а рост чистого продукта – в эксплуатации соседних народов или колоний.
Мифологический этап в истории экономических учений
Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии
Экономические учения на базе христианства (Часть 1)
Экономические учения на базе христианства (Часть 2)