Особой отраслью предпринимательской деятельности в индустрии здравоохранения является аптечный бизнес, который выступает на рынке медицинских услуг в двух лицах:
а) в лице дистрибьютора и продавца лекарственных средств;
б) в качестве производителя рецептурных препаратов, а также некоторых других видов товаров и услуг.
Торговая функция аптечного бизнеса основывается на потребностях населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных препаратах. Лицо, испытывающее нужду в том или ином медикаментозном средстве, материалах санитарно-гигиенического назначения или специальных устройствах, обращаются за удовлетворением своих потребностей в аптеки. Таким образом, аптечные учреждения становятся концентраторами спроса на медицинскую продукцию; именно сюда стекается вся маркетинговая информация о количественных параметрах текущей конъюнктуры рынка медицинских товаров и препаратов, о видах и ценовых категориях наиболее востребованных лекарственных средств.
Получая все необходимые коммерческие сведения непосредственно от оптовых и розничных потребителей медицинского оборудования, материалов и лекарственных препаратов, организаторы аптечного бизнеса должны обеспечить соответствующий запас данных товаров на аптечных складах, избегая при этом как излишних запасов (что чревато истечением срока годности медицинской продукции и замораживанием финансового капитала), так и товарного дефицита.
Для выполнения этой, казалось бы, простой предпринимательской задачи, организаторам аптечного бизнеса необходимо вступить в контакт с соответствующими отечественными и зарубежными фармацевтическими предприятиями, заключить с ними контракты на поставку востребованной рынком продукции, осуществить ее транспортировку, складирование и страхование. При необходимости коммерческим грузам следует обеспечить охрану, оперативное оформление таможенных документов, получение сертификатов качества и соответствия продукта заявленным параметрам и нормам.
Каждая из отмеченных операций, осуществляемая на пути доставки продукта от производителя к потребителю, представляет собой отдельный вид бизнеса, координацию которого проводят аптечные холдинги и аптечно-логистические компании. Учитывая комплексность задач по логистике медицинского продукта, множественность коммерческих взаимодействий по линии В2В (business—to—business) – с транспортными и страховыми компаниями, таможенными брокерами, государственными надзорными и лицензионными структурами, следует констатировать, что данный вид предпринимательской деятельности весьма сложен и рискован. Недоработки и промахи в каком-либо отдельном звене логистики медицинского продукта могут вести к ощутимым финансовым потерям.
Однако только логистикой бизнес-процессы в аптечном деле не исчерпываются. Полученный от производителя продукт требуется надлежащим образом отрекламировать и продать, что в условиях насыщенной конкуренции сделать совсем непросто. Организаторам аптечного бизнеса приходится уделять большое внимание специальным маркетинговым инструментам, мерчендайзингу и оформлению торговых помещений, обучению персонала, внедрению передовых форм менеджмента и корпоративной культуры. А эти мероприятия требуют немалого мастерства, знаний и инвестиций.
Роль и значение аптечного бизнеса не ограничивается лишь торговыми и распределительными функциями. Важным компонентом аптечного дела является производство – изготовление лекарственных средств по требованиям лечебно-профилактических учреждений и индивидуальным рецептам населению. Удовлетворение этой важнейшей потребности предприятиями аптечного бизнеса требует от последних соответствующих ресурсов, помещений и специалистов.
Современная тенденция торговли лекарственными препаратами и парафармацевтиками такова, что наиболее сложная и затратная часть аптечного бизнеса, коей является собственное производство, прекращает свое существование. Аптеки становятся чисто розничными торговыми учреждениями, превращаясь, по сути, в аптечных ритейлеров, торгующих не только фармпрепаратами, но и считавшихся «неаптечными» ранее товарами (зубными пастами и щетками, минеральной водой, детским питанием и т.д.).
Эту тенденцию отслеживают крупные ритейлеры в лице супер- и гипермаркетов, которые стали заявлять о своих намерениях торговать готовыми фармпрепаратами как одной из привлекательных товарных групп. Сформировалась тенденция, которую можно схематично показать следующим образом (см. рис.2.2).
Постепенно классическая аптека, совмещавшая работу провизорского подразделения с торговой деятельностью, стала трансформироваться в исключительно розничное предприятие из-за недостаточной востребованности внутреннего производства лекарственных средств, а также затратности этого сегмента бизнеса.
Одновременно многие современные российские аптеки, которые стали аптечными розничными вендорами, начали включать в традиционный ассортимент большие продуктовые группы, не имеющие прямого отношения к аптеке – товары для личной гигиены, моющие средства, напитки и т.д. Таким образом аптеки стали эксплуатировать доверие покупателей, для которых имидж аптечного учреждения служит инструментом гарантии качества.
Учитывая, что лекарственные препараты являются, по преимуществу товарами неэластичного спроса (т.е. объемы покупок мало зависят от изменения цен), на их продажу стали заявлять претензии такие крупные игроки рынка, как торговые сети, супер- и гипермаркеты. Они также не хотят упускать возможностей дополнительного заработка на своих торговых площадях, открывая покупателям еще один привлекательный сегмент рынка.
Разумеется, весь аптечный бизнес России не в восторге от этой перспективы, так как это грозит многим из мелких аптек разорением, а аптечным сетям – обострением конкуренции, снижением цен и прибыли. В то же время, от этой меры, несомненно, выиграют потребители.