Взгляды на сущность и природу предпринимательства весьма разнообразны и сильно варьируются в различных общественных и социальных группах, у разных наций и народностей, в кругах наемных работников и самих предпринимателей. Обильное многообразие суждений и мнений о предпринимательстве объясняется различными моральными устоями и ценностями людей, неодинаковым индивидуальным опытом, воспитанием, уровнем благосостояния. Большую роль играет также успешный или неудачный опыт развития бизнеса в той или иной стране.
Пытаясь развивать предпринимательскую деятельность в пределах отдельного региона или в масштабах целого государства, власти подчас сталкиваются с весьма серьезными препятствиями на этом пути. Повышение благосостояния с помощью бизнеса в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы. Рассмотрим более подробно элементы деловой среды бизнеса, определяющие предпринимательский климат в отдельной стране или регионе.
Общественные ценности. Ведущую роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.
Неблагожелательное и даже враждебное отношение к предпринимателям обостряется, когда представители бизнеса демонстрируют антисоциальное поведение и показное потребление. В условиях невысокого жизненного уровня основной массы населения наиболее богатые предприниматели приобретают роскошные яхты, футбольные клубы, самолеты, ювелирные раритеты. Их мораль и ценности диаметрально отличаются от мировоззрения общественных групп с более скромными доходами. Несовпадение моральных норм и представлений о должном поведении вызывает общественное противостояние и конфликты. Иногда дело доходит до того, что возмущенные массы осуществляют революции и пытаются вовсе ликвидировать институт предпринимательства. Однако установленная таким образом «социальная справедливость» ведет к бедности и институт предпринимательства реставрируется. Определяющим моментом в новом принятии его обществом являются все те же ценности и мораль – как со стороны населения и государства, так и в среде самих предпринимателей.
Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости предпринимательства во многих странах мира является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития бизнеса.
Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития предпринимательства.
Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.
При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.
Политическая ситуация. Для формирования благоприятной предпринимательской среды очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.
От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.
Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и предпринимателям формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.
Нельзя также не отметить, что социальная среда формирует приоритеты в потребительском поведении, в структуре потребностей и спроса. Мода и представления о престиже задают тон в покупках недвижимости, автомобилей, товаров определенных торговых марок. При различной социальной структуре общества и степени дифференциации населения по доходам развитие получают разные типы рынков, со своеобразной конъюнктурой и емкостью.
Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.
Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на предпринимателей и предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.