Театр как искусство и бизнес имеет очень длительную историю, берущий свое начало в глубокой древности. Уже в 6 веке до новой эры в Афинах и других античных городах существовали специально выстроенные театры, отдельные из которых – такие например, как театр Диониса – были огромными, вмещавшими до 14 тыс. зрителей.
Театрализованные представления были частью государственных праздников. По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, каждая из которых состояла из трех трагедий и одной сатировской драмы, в течение трех последующих дней. Выбором постановок занимались городские власти. Они представляли в распоряжение поэта актеров и хорега (богатого гражданина), который организовывал и оплачивал постановку. Режиссером являлся сам автор-поэт. Таким образом, изначально экономической моделью театральных постановок служило государственное спонсорство, заключавшееся в предоставлении хорега-мецената.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями общества. Правда, не исключено, что замужним женщинам запрещалось присутствовать во время представления комедий. Бедняки получали деньги от властей на вход, то есть театр античное государство считало настолько важным, что полагало необходимым выделять неимущим гражданам дотации.
В средневековой Европе театр на долгое время был забыт. До эпохи Возрождения были лишь небольшие группы бродячих артистов, устраивавших постановки под открытым небом. И лишь в период Ренессанса зарождаются опера, балет, появляются первые стационарные драматические театры.
Театр в России как учреждение сформировался довольно поздно – лишь ко второй половине XVII века. При этом дворяне и богатые помещики нередко организовывали частные или домашние театры, которые существовали за счет своих хозяев. Так появился и первый воронежский театр, который был организован царским наместником В.А.Чертковым. Произошло это в 1787 году. Театр был приватной структурой, который базировался в доме губернатора. В нем играли дети В.Черткова и местного дворянства. С начала XIX века театр постепенно меняет свой статус, превращаясь из частного в публичный. Сезон 1802 года считается официальной датой образования воронежского репертуарного театра, в котором работала постоянная актерская труппа. Нередко в Воронеж приезжали гастролеры, которые работали на принципах самоокупаемости.
Несмотря на то, что Воронеж в XIX веке был небольшим провинциальным городом с населением в 70-80 тыс. человек, театр здесь любили и понимали. Одна из воронежских улиц и сегодня носит имя актрисы Веры Комиссаржевской, которая дважды (в 1903 и 1909 гг.) гастролировала в Воронеже. Один из ее спектаклей закончился тем, что восторженные зрители выпрягли из кареты лошадей и сами прокатили выдающуюся актрису по городу.
Долгое время драматический театр оставался единственным в городе. Однако источники (например, В.П.Загоровский в работе «Воронеж: исторические хроники. — С.152), сообщают, что на 1 апреля 1919 года в городе действовало три театра — Большой, Малый и Свободный. Первые два являлись драматическими. Большой располагался в старом театральном здании на площади Никитина. Малый — в бывшем Народном доме. Свободный театр, где проходили оперные и балетные постановки, находился на углу улиц Ф.Энгельса и Комиссаржевской.
Следует отметить, что в Воронеже ьыл ещё и летний театр, который располагался в Первомайском парке. Однако, по сообщению газеты «Коммуна» от 2 ноября 1929 года, он сгорел до основания (подробнее см. здесь).
В 1931 году в Воронеже был основан театр музыкальной комедии (ныне – театр оперы и балета), в 1932 году появляется Театр юного зрителя, который позже был переименован в Молодой театр. При Молодом театре начинает работать театр кукол, который позже станет самостоятельным и обретет собственное здание. В 1937 году открывается Борисоглебский драматический театр, который вырос из колхозно-совхозного театра.
В 1971 году в Воронеже появляется институт искусств, который стал основой для подготовки актеров на театральном факультете.
Надо сказать, что в советские годы все местные театры Воронежа и области действовали как государственные учреждения. Затраты на их содержание несли соответствующие бюджеты. Цены на театральные постановки регулировались государством и отчасти покрывали расходы на свое существование.
Особенно дорогим было балетное и оперное театральное искусство, которое требовало значительно больших затрат, чем драматические постановки. Живой оркестр в зале, дорогие декорации, костюмы, балетные и оперные школы, цехи реквизита и обслуживающей инфраструктуры, — все это требовало серьезных затрат, которые не покрывались фиксированными ценами на билеты. Но государство, в целях культурного воспитания граждан, шло на дополнительные расходы.
Переход к рыночной системе произошел в 1992 году, когда российским правительством были отпущены цены. Дотационная модель театров, принятая еще в советское время, продолжала функционировать. Постепенно цены на билеты стали расти, подстраиваясь под существующий спрос. Репертуар театров стал все больше ориентироваться под зрительские интересы. Тогда же, в 1993 году появляется Камерный театр, изначально ориентированный на рыночные принципы работы. Небольшой актерский коллектив в 10 человек арендовал зал на 100 мест в помещении Дворца культуры железнодорожников и стал давать там спектакли, число которых быстро выросло до 160 в год. Такая интенсивная работа коллектива Камерного театра позволяла работать с прибылью.
Трансформация театрально бизнеса под резко изменившиеся условия происходила весьма непросто. Советская модель не предусматривала открытой конкуренции актеров. Состав театральных трупп определял режиссер или художественный руководитель театра. Эти люди осуществляли всю экономическую, маркетинговую, художественную и кадровую деятельность во вверенных им коллективах.
В то же время выход на сцену выпускников института искусств, а также самодеятельных артистов из студенческих театров был сильно затруднен из-за монополии назначаемых государством режиссеров. Молодым актерам невероятно сложно выйти на публику, минуя фильтр сложившихся трупп и владельцев театральных помещений. Единственный удачный пример организации альтернативного театра в Воронеже – упоминавшийся нами проект Камерного театра, который стал впоследствии поддерживаться губернатором А.Гордеевым, которому театр понравился.
В настоящее время театральный бизнес Воронежа находится на распутье. С одной стороны, театру и театральным коллективам требуется новая модель развития, которая бы позволяла появляться на сцене новым актерским коллективам. Нужны также новые сценаристы, режиссеры, постановщики, художники, которые бы включились в активную борьбу за зрителя.
С другой стороны, в театральных коллективах сложилась специфическая ситуация, когда многие актеры провели на сцене всю свою сознательную жизнь и не хотят расставаться с театром. При этом большое количество артистов не занято в постановках, а числятся только в отдельных эпизодах или массовках. Иными словами, театральные коллективы перестали обновляться естественным путем, когда уходящих престарелых актеров замещают начинающие артисты.
Более того, театральное искусство привлекает к себе все больше молодых талантов, которые хотели бы посвятить себя сцене. Но ограниченность театральных площадок, отсутствие вакансий, монополизм художественных руководителей государственных театров сильно препятствует творческой конкуренции и театральным инновациям. В связи с этим в мае 2013 года Министерство культуры РФ даже приняло решение о периодической аттестации творческих работников, которая будет проводиться примерна 1 раз в пять лет.
Надо полагать, что предлагаемая Минкультом мера вряд ли разрешит упоминавшееся нами противоречие между молодыми и сложившимися актерскими коллективами. Воронежскому зрителю следует представить весь спектр ныне существующих театральных постановок – главным образом из местных талантов. Но для этого им необходимо где-то проводить репетиции, демонстрировать свои работы, выходить на зрительские сообщества.
Но это – перспективы будущего воронежских театров, новые бизнес-модели и организационные схемы. Ясно, что создание молодежных коллективов актеров потребует и новых подходов в создании сценариев, декораций, дизайнерском искусстве, танце, музыкальном сопровождении и многом другом. Будет ли государство, областные и местные власти поддерживать только отдельные театры или создаст общие правила для любых театральных коллективов – покажет время.